Сегодня: 16.02.19
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 16 февраля 2019 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА


Шансы кризиса

Более 50 представителей компаний Иркутской области собрались 25 ноября на круглый стол "Шансы кризиса: Деньги. Ценности. Люди", организованный Российско-германским консалтинговым центром "Хайнц- Консалтинг" при поддержке Байкальского государственного университета экономики и права.

Говорят, в китайском языке слово "кризис" состоит из двух иероглифов -- "опасность" и "возможность". Мы люди, и инстинкт самосохранения заставляет нас в трудные времена в первую очередь защищаться, концентрируясь на сохранении собственных ресурсов. И именно такая стратегия оказывается проигрышной. Не даром один из законов экономики гласит: "В добрые времена накапливайте ресурсы, а в худые времена -- тратьте их".

Что привело к кризису? Какие перемены несет он с собой? Как руководителям сохранить самообладание и не утратить мужества в эти непростые времена? Как найти нетривиальные решения? Как за пеленой опасности увидеть возможности и воспользоваться ими?

Чтобы поразмышлять над этими вопросами, более 50 представителей компаний Иркутской области собрались 25 ноября на круглый стол "Шансы кризиса: Деньги. Ценности. Люди", организованный Российско-германским консалтинговым центром "Хайнц- Консалтинг" при поддержке Байкальского государственного университета экономики и права.

Идеями и размышлениями участников круглого стола мы хотели бы поделиться с читателями "Иркутской торговой газеты".

ПРИРОДА КРИЗИСА

В основе любого кризиса лежит конфликт. Суть конфликта, лежащего в основе кризиса 2008 года, заключается в двух полярных тенденциях: стремлению к максимизации прибыли с одной стороны, и стремлению к социальной ответственности, созданию и реализации ценностей, представляющих интерес для общества, с другой стороны. Эти две тенденции противостоят друг другу и уже довольно долго.

С 80-х годов в США началось повальное приобретение слабых компаний на заемные средства, их банкротство, перепродажа, возврат кредитов и получение новых для последующих сделок. Этот процесс надувания денежных "мыльных пузырей", который впоследствии был поддержан волной кредитования и перекредитования, не обеспеченного реальным активами, -- и есть начало девальвации ценностей.

Сегодняшний кризис -- это не неожиданность. "Реально кризис ударил по фондовому рынку в январе. И если сказать честно, это кризис экономики потребления", -- отметил в своем выступлении Николай Черных, представитель фондового центра "Инфина". Это очень важный аспект: среди виновников этого кризиса нет ни одного злодея, в нем, по большому счету, виноваты все. Там и здесь, в том числе и от участников круглого стола, можно было слышать, что все дело в американцах, из-за которых теперь страдает весь мир. Но в эпоху глобального капитализма мы все взаимосвязаны. Начало мирового финансового кризиса 2008 года ознаменовало объявленное 15 сентября банкротство Lehman Brothers, одного из крупнейших инвестиционных банков США. Вероятно, впервые в истории мировой экономики закрытие одной компании так сильно повлияло на всех. Этот пример -- лучшая иллюстрация мировой взаимозависимости.

В этом кризисе есть несколько интересных аспектов, которые формируют наше к нему отношение и, хочется надеяться, помогут найти выход.

ДЕНЬГИ

Первый из этих аспектов. Иллюзия "легких денег", рожденная непомерной разницей в зарплатах между топ-менеджментом и простыми рабочими (в США, в ряде российских корпораций -- более чем в 1000 раз!), невероятная доступность заемных денег, потребление, которое в разы превышает потребности, искажает природу денег. Они не просто теряют реальное обеспечение, они теряют свою истинную суть как эквивалента иных ценностей. Погоня за деньгами становится смыслом существования, и истинные ценности уходят из фокуса внимания.

В результате, в частности, на рынке труда создается ситуация, когда работодатели предъявляют все более высокие требования к соискателям за меньшие деньги, а соискатели, в свою очередь, ищут высокую зарплату и хороший социальный пакет. При этом, как отмечает генеральный директор "Корпорации управления персоналом" Юлия Петрова, количество "белых воротничков" (юристов, маркетологов, финасистов) значительно превышает потребности рынка, а количество соискателей рабочих и инженерных специальностей явно недостаточно.

"У нас люди не работают. Все хотят просто получать деньги. Только сейчас во времена кризиса многие начинают задумываться о своем отношении к работе", -- с грустью отмечает другой участник круглого стола Сергей Демешко, директор ООО "Сибирская деловая компания". Производительность специалистов в России значительно ниже, чем, скажем, в Китае; по признанию некоторых владельцев компаний, чуть ли не на 50%.

Еще одна иллюстрация -- современная реклама. Она становится все более манипулятивной. "Вы можете приобрести у нас товар на 50% дешевле", -- сообщает нам с огромного билборда местный ретейлер. Вы идете в магазин -- и получаете скидку только на 20--30% от заявленной цены. А на самом деле первоначальная цена уже была искусственно завышена. Фактически, это заведомая ложь, с которой мы сталкиваемся ежедневно. И сами же поддерживаем ее, покупаясь на обещанные скидки.

Еще один пример, о котором не раз упоминали участники круглого стола, -- норма прибыли в строительстве, которая на сегодняшний день составляет около 300%. В эти проценты заложены гонорары чиновников, неэффективный менеджмент, ошибки, брак. Результат -- в докризисное время ежегодный рост стоимости недвижимости составлял 50--70%. Тоже, по большому счету, "мыльный пузырь".

На самом же деле, деньги -- это самое нематериальное, что есть в экономике. 10 рублей -- это просто кусок бумаги, но мы хотим надеяться, что 10 рублей в наших кошельках что-то стоят, верно? Деньги -- это обещание получения того, что для тебя важно: от йогурта на завтрак до впечатлений от прыжка с парашютом. Если это обещание не исполняется, мы перестаем верить в деньги, и финансовая система рушится. Именно это сейчас и происходит. Значит, деньги -- это доверие. Поэтому финансовый кризис -- это кризис доверия.

И тогда встает вопрос о ценностях. Что с ними происходит? Создаются они или разрушаются?

ЦЕННОСТИ

Мы уверены, что нынешний кризис требует от нас нового экономического поведения. По большому счету, речь сегодня идет об этике устойчивости. И для того чтобы это работало, необходимо практиковать и утверждать в жизни определенные ценности. Мы думаем, они следующие:

-- Стремление к прибыли должно каким-то образом регулироваться. Это означает, что, конечно, предприятия и дальше должны стремиться получать прибыль, но таким образом, чтобы пользу от этого получало и общество.

-- Должно присутствовать справедливое распределение прибыли и ресурсов.

-- Каждый должен вознаграждаться по труду.

-- Должны создаваться ресурсы для того, чтобы защищать незащищенных.

Наверное, все это звучит, как оживший коммунизм. Но мы уверены, что сейчас это крайне важно. И как только мы начинаем говорить о ценностях, мы понимаем, что у каждого они свои.

Например, в Швеции, Дании -- самые высокие в мире квоты для социально незащищенных слоев населения. Деньги выделяются на образование, медицину, спорт и т. д. Тем не менее экономика этих стран функционирует хорошо. И люди готовы платить довольно высокие налоги. Очевидно, что забота о социально незащищенных -- это ценность, важная для людей в этих странах. Кстати, в Швеции практически нет случаев неуплаты налогов. Это тоже интересно, не правда ли?

Другой пример -- Япония. 90% населения этой страны считают себя средним классом, то есть разница между богатыми и бедными -- минимальная. Там зарплаты топ-менеджеров превышают зарплаты рабочих не более чем в 30 раз. В обществе есть определенная система ценностей, и справедливость в распределении прибыли -- одна из них.

Во многих странах, включая Россию, сегодня, как мы видим, ответственность за преодоление кризиса начинает брать на себя государство. Но регулировать уровень ценностей сверху, навязать его снаружи невозможно. Поэтому и граждане, и компании должны активно работать на рождение и проживание ценностей. В противном случае система не будет работать.

Например, в Германии банкам государство выделило 500 миллиардов евро, чтобы были восстановлены кредитные линии. Однако возникли большие трудности с тем, чтобы банки взяли эти деньги, потому что процесс передачи средств со стороны государства строился очень открыто, и поначалу банки просто боялись потерять лицо. Они также не готовы были к требованиям открытости и прозрачности. В частности, к тому, чтобы ограничить непомерную зарплату топ- менеджмента, как того требовало правительство. Это означает, что банки получают прибыль, а социальную ответственность за их риски берет на себя государство. По большому счету -- скандальная ситуация.

В России происходят похожие вещи. Один из таких примеров привела генеральный директор фирмы "Вид" Ирина Чекуленко: "У четырех банков, с которыми мы очень давно сотрудничаем, процентная ставка по кредитам на сегодняшний день практически в 2 раза выше, чем ставка Центробанка, которая составляет 12%. Фактически идет процесс, обратный процессу разрешения кризиса".

Как справедливо заметил Дмитрий Харюткин, аспирант кафедры ЭУИН БГУЭП, "текущая идеология -- хапнуть как можно больше и быстрее не согласуется с долгосрочным развитием общества. Поэтому необходимо как возрождать, так и создавать новые нормы (поведения, потребления и т. д. и т. п.), медленно и верно создавать прочную культуру, которой кризисы будут нипочем".

Каждый в той или иной мере может влиять на этот процесс. Каждый может себя спросить: создаю ли я ценности или я их разрушаю, кризис дает возможность осознать нам свою роль. И на личном уровне, и на уровне компании.

Например, социальная ответственность бизнеса до сих пор воспринимается либо как выполнение обязательств компании перед своими сотрудниками, либо как благотворительность. Но кризис очень точно показывает, что на самом деле социальная ответственность компаний гораздо шире. Это, например, честность по отношению к своему потребителю.

Кризис обнажает очень многие вещи, и участники круглого стола много говорили об этом. А в предложениях по преодолению кризиса, которые были сформулированы по завершению встречи, звучала и необходимость пересматривать свое отношение к клиентам -- не только как к источнику прибыли, и к самим себе, и к своим сотрудникам.

И это еще один аспект, о котором хотелось бы упомянуть.

ЛЮДИ

Не секрет, что очень часто компании решают свои финансовые сложности за счет собственных сотрудников. Не правда ли, мысль о сокращении штатов или хотя бы зарплат во времена кризисов -- первое, что приходит в голову руководителям, и особенно -- собственникам. "Меня пугает, когда звонят компании, которые говорят, что сокращают штат на 15%. Почему не на 11%? Что мы сокращаем? Людей? Или затраты на персонал?", -- делилась своим опытом Юлия Петрова.

Правда, среди участников круглого стола, желающих сокращать людей было немного. Напротив, руководители почти единодушно выступали за сохранение собственных сотрудников. А по расчетам группы компаний "САВА", которую представил Иван Никулин, такая мера, как отпуска без содержания для всех сотрудников по очереди, -- гораздо более экономически целесообразна, чем депонирование или урезание зарплаты.

Совершенно избежать сокращений, очевидно, будет трудно. Оптимизировать затраты необходимо, и этот вопрос активно обсуждался и в ходе общей дискуссии, и в предложениях участников по итогам круглого стола. Но то, что в этом процессе важно не потерять людей и сохранить команду, поддерживать в своих людях уверенность, отмечали многие.

Выход руководители видят также в том, чтобы более эффективно использовать таланты и резервы своих сотрудников, более точно распределять обязанности, повышать эффективность, в том числе и собственную, работать вместе с коллективом над поиском решений, формировать антикризисные команды внутри компаний -- и это лишь немногие из возможностей, которые упоминали присутствовавшие на круглом столе.

Практика показывает, что компании, которые сознательно работали и работают над созданием команд, лучше готовы к кризису, потому что командой можно выйти из бизнеса, который сейчас не приносит результата, и найти новые решения для развития компании, возможно, на совершенно новых рынках или в новом формате. Такие компании по природе своей более подвижны, потому что работа над созданием команды и корпоративной идентичности делает их более чуткими к переменам.

СООБЩЕСТВО

Наконец, еще один вопрос, который волнует компанию "Хайнц- Консалтинг", и который также оказался важен для участников круглого стола. Как руководители предприятий могут взаимно поддерживать друг друга?

В Иркутске работает ряд компаний, которые присутствуют на рынке 10 и более лет, некоторые из них хорошо диверсифицированы. Это позволяет им поддерживать себя изнутри. Если в настоящий момент какое-то из бизнес-направлений работает не оптимально, его могут поддержать ресурсы других бизнесов. Такие компании фактически следуют идее ассоциации. Но таких холдинговых структур в нашем регионе пока немного. Как более мелкие компании могли бы поддержать друг друга в этот период?

Возможно, создание сетей или ассоциаций -- это один из вариантов решений. На круглом столе эту идею поддержали. Как отметила одна из участниц, примеры такого сотрудничества есть, в частности, на азиатском рынке, где компании помогают друг другу, объединяясь по отраслевому признаку, вступая в альянсы со смежными бизнесами.

По итогам круглого стола участники сформулировали ряд предложений для сетевого взаимодействия:

-- создание профессиональных структур поддержки бизнеса по модели "Корпорации управления персоналом" или информационного центра для обмена идеями;

-- объединение в профессиональные ассоциации предприятий схожих сфер деятельности и совместное взаимодействие на рынке;

-- организация собственных самодостаточных по возможности партнерских кластеров с акцентом на ресурсообеспечивающую функцию;

-- регулярное проведение встреч, подобных прошедшему круглому столу;

-- создание интернет-ресурса для обмена идеями и опытом.

Мы, со своей стороны, намерены помочь с реализацией двух последних идей. При этом остается один очень важный вопрос: как компании могут объединяться, учитывая, что у каждого есть собственный финансовый интерес?

Только сейчас многие начинают осознавать, что для эффективного взаимодействия необходимо доверие. В бурные 90-е доверие погибло вместе с сотнями бизнесменов, которые встали на пути своих более ловких конкурентов. Только сейчас появляется осознание, что доверие необходимо для того, чтобы вместе прожить трудные времена. Быстро его не построишь, оно может возникнуть только в результате узнавания друг друга, взаимодействия, общения. Если нынешний финансовый кризис -- это кризис доверия, значит, с возрождения этой ценности и необходимо начать поиски выхода из него.

Мы считаем, что именно эта работа важна сегодня. И этой теме мы планируем посвятить следующий круглый стол, который состоится в феврале.

В новом году мы желаем всем компаниям не замыкаться в себе, защищаясь, как это происходит сейчас, а активно строить связи, партнерства, открыто работать с миром и друг с другом.

Иоахим ХАЙНЦ, президент российско-германского центра "Хайнц- Консалтинг",

Татьяна БАБАНОВА, тренер-консультант российско-германского центра "Хайнц-Консалтинг"


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные