Сегодня: 28.09.20
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 28 сентября 2020 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА


Кадровик взаймы

В современном мире компании сталкиваются с беспрецедентным давлением со стороны рынка. Выживают и добиваются успеха лишь те организации, которые ведут бизнес наиболее эффективным способом, добиваясь снижения операционных издержек при сохранении высокого качества товаров и услуг. Одной из наиболее современных и успешных бизнес-моделей, позволяющих добиться реальных конкурентных преимуществ, является аутсорсинг.

Рынок аутсорсинговых услуг в нашей стране растет. Сейчас уже встречаются случаи передачи в аутсорсинг таких значимых процессов, как учет, управление поставками, HR, администрирование и управление претензиями. По оценкам аналитиков, пока вероятность использования этих услуг умеренная, но с течением времени она будет только возрастать. Все предпосылки к этому имеются. Судите сами.

ПОЖАРНЫЕ МЕРЫ НЕ ВСЕГДА ПОЛЕЗНЫ

Грамотное управление персоналом невозможно без отлаженной системы кадрового делопроизводства, которое является неотъемлемой частью любой организации, независимо от масштабов его деятельности и организационно-правовой системы. Если в кадровых службах государственных учреждений и предприятий сохраняются многолетние традиции обязательного и строгого ведения кадровой документации, то в коммерческих организациях часто недооценивают роль документации по личному составу.

Зачастую вообще игнорируется необходимость создания отдельных видов документов, а делопроизводство ведется с нарушениями требований Трудового кодекса. Каждый предприниматель, руководитель трудового коллектива должен учитывать, что недопустимо отсутствие кадровой документации, отражающей трудовую деятельность и подтверждающей трудовой стаж работника, необходимый для начисления пенсии. Состояние дел, правильность ведения кадровой документации, а также соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, контролируется Госгорархивом и Рострудинспекцией.

Как и в любом узкоспециализированном вопросе, очень важно обеспечение ведения кадрового учета специалистами по кадрам, а не иными сотрудниками (секретарями, бухгалтерами, менеджерами), имеющими порой очень своеобразное и чаще всего неверное понимание проблематики трудового права. Часто же кадровое делопроизводство в организации ведут работники, не имеющие специальной подготовки либо не имеющие достаточного опыта работы. Не всегда в организациях есть специалист, способный собрать и систематизировать информацию, необходимую для написания нормативных документов. Об учете кадров и кадровой документации руководители часто вспоминают только при возникновении трудовых споров либо при проведении проверки сотрудниками контролирующих органов. Но экстренное восстановление кадрового делопроизводства далеко не всегда приводит к желаемому результату: разрешению спора в суде в пользу работодателя.

А между тем, кадровое делопроизводство -- это инструмент, позволяющий четко регламентировать взаимоотношения работодателя и работника, права и обязанности сторон трудовых отношений, создать организационно-правовые основы трудовых отношений, документально закрепить единые принципы корпоративных отношений, построить хорошо отлаженную стабильную систему управления персоналом.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ВСЕ ЭТИ ДОКУМЕНТЫ?

Например, возьмем "Правила внутреннего трудового распорядка". Нельзя согласиться с заявлением руководителя какой-нибудь коммерческой фирмы, который говорит: "Зачем нам правила внутреннего распорядка?" Мало того, что такой руководитель нарушает требования ТК, -- он лишает себя юридической базы для решения производственных и дисциплинарных вопросов в рабочем порядке. На каком основании он может указать работнику на недопустимость опозданий или прогулов? Только на основании соответствующего документа, а именно -- правил внутреннего трудового распорядка. Предъявив сотруднику правила внутреннего распорядка, вы должны получить от него письменное подтверждение в ознакомлении и согласии. Расписка работника подтверждает, что он с документом ознакомился и обязуется его выполнять.

Не менее важные документы -- положение о структурном подразделении и должностные инструкции. С формальной точки зрения, наличие этих документов на предприятии не является обязательным (не надо забывать, что в этом случае должностные обязанности должны быть прописаны в трудовом договоре). Если правила внутреннего трудового распорядка дают вам возможность регулировать дисциплинарные и производственные отношения на предприятии, то должностные инструкции позволяют оценить работу того или иного сотрудника с позиции качества. Вы не сможете уволить работника за систематическое невыполнение должностных обязанностей, если причиной вашего недовольства является качество его работы. В трудовом договоре этот момент не оговаривается, поскольку контракт отвечает на вопрос: "Что сотрудник должен делать на работе?". Администрации практически невозможно разобраться с человеком, подписавшим договор, где указаны обязанности, но нет критериев оценки качества его работы. На вопрос "как" отвечает другой документ -- должностная инструкция.

Но даже грамотно составленная инструкция с подробно прописанными критериями оценки, перечнем требований не будет иметь юридической силы и, следовательно, выполнять своего назначения, если не будут соблюдены все формальности написания этого документа. В этом случае ваше дело заведомо проигрышно. Поэтому, если вы не уверены, что справитесь со всеми юридическими тонкостями составления инструкции, даже блестящий текст не поможет вам избавиться от нерадивого работника. При обращении в суд он будет моментально восстановлен на работе.

Далее -- штатное расписание. Вопреки расхожему мнению, этот документ не отменен и его наличие на предприятии является обязательным. Составлением штатного расписания занимается не кадровая служба, а отдел по труду, задача которого -- рассчитать, сколько штатных единиц необходимо для выполнения требуемого объема работ.

Итак, документы кадровой службы являются важным элементом для администрации любой организации при решении споров с работниками, особенно при возникновении конфликтов, разбираемых судами. Такие конфликты всегда сопровождаются предоставлением в суд документов, подготовленных в кадровой службе. Важнейшее значение при этом имеет не только правильное составление содержательной части документов, но и его оформление в соответствии с действующими нормативными актами, т. е. придание документу юридической силы.

ПЛЮСЫ ЗАЕМНОГО ТРУДА

Перечень услуг, который сегодня предлагают консалтинговые компании, дает возможность избежать проблем с кадровым учетом руководителю любой организации и на любом этапе:

  •  постановка и ведение кадрового документооборота с нуля;
  •  восстановление обязательных кадровых документов;
  •  кадровый аудит (оценка состояния кадровых документов компании);
  •  аутсорсинг (внешняя кадровая служба);
  •  разработка и создание организационной документации.

При аутсорсинге на вас работает целая компания, решая задачи, которые под силу не каждому отделу кадров и юридическому отделу. Такие вопросы, как социальное страхование, пенсионный фонд, трудовая и налоговая инспекции отныне не отвлекают от основного бизнеса. Равно как и такие мало увлекательные, но совершенно необходимые вещи, как штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, положения об охране труда, премировании, должностные инструкции, графики отпусков, трудовые книжки, личные карточки и личные дела сотрудников, полисы обязательного медицинского страхования.

Также руководителю необходимо помнить, что ответственность за правильность кадрового учета несет не бухгалтер или менеджер по персоналу, а юридическое лицо.

Преимущества внешней кадровой службы:

1. Профессиональное оформление всех необходимых кадровых документов.

2. Сокращение материальных и трудовых затрат на постановку и ведение кадрового делопроизводства.

3. В рамках данной услуги -- постоянная консультационная поддержка организации.

4. Возможность обучения конкретного специалиста из компании, т. е. по итогам работы компания получает конкретного обученного своего специалиста, который может дальше выполнять указанные работы.

5. Отсутствие вынужденных простоев в работе (в случае болезни, отпуска сотрудника и т. д.).

6. Сотрудник внешней кадровой службы не является штатным сотрудником, поэтому вы получаете еще ряд плюсов:

  •  отсутствие формальных обязательств по трудовым отношениям;
  •  вам не придется платить с его зарплаты налоги (ЕСН -- 26%), взносы (ПФР -- 14%, ФСС  от 0,2%), пособия по нетрудоспособности и т. д.;
  •  экономия фонда оплаты труда и уменьшение налогооблагаемой базы: перераспределение статей бюджета (зарплата -- услуги);
  •  отсутствие социального блока обязательств работодателя, уменьшение затрат на компенсационный пакет.

7. Снятие большей части юридической ответственности, отсутствие или оперативное решение трудовых споров.

8. Вы приобретаете квалифицированного посредника-консультанта в отношениях с трудовой инспекцией.

СКОЛЬЗКИЕ МЕСТА

Основная проблема, сдерживающая развитие в нашей стране "заемного" труда -- это неотрегулированность таких взаимоотношений с точки зрения закона. Так, специального вида договора, который бы регламентировал аутсорсинговые услуги, в России не существует до сих пор.

Естественно, предприятию, собирающемуся передать свое кадровое делопроизводство некой сторонней компании, имеет смысл предпринять небольшое рыночное исследование для того, чтобы найти фирму-исполнителя, максимально соответствующую его специфике, требованиям и ожиданиям. После этого между предприятием-заказчиком и выбранным юридическим центром заключается договор оказания услуг по ведению кадрового делопроизводства, а также договор о соблюдении конфиденциальности в отношении передаваемой информации (типовой договор легко можно найти в Интернете).

Также при передаче кадрового делопроизводства на аутсорсинг необходимо предварительное проведение аудита кадрового делопроизводства в целях определения характера и объема работ.

Необходимость в проведении аудита кадрового делопроизводства также может возникнуть в случае:

  •  смены руководства организации или кадрового работника, отвечающего за ведение кадрового делопроизводства;
  •  в целях приведения кадровой документации в соответствие с действующим законодательством после произошедших в нем изменений;
  •  при подготовке к проверке, проводимой государственной инспекцией труда.

Наиболее часто в ходе аудита наши специалисты сталкиваются с такими нарушениями:

  •  В компаниях произвольно оформляют документы, форма которых утверждена постановлением Госкомстата от 5 января 2004 г. N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". Это формы приказов, личных карточек, графика отпусков, штатного расписания, табелей учета рабочего времени и других документов по учету кадров, расчету рабочего времени и оплате труда. Причем эти формы должны использовать все организации независимо от формы собственности (п. 2 Постановления). Ряд исключений есть только для бюджетных учреждений.
  •  Не со всеми работниками заключены трудовые договора. При этом у работника один экземпляр трудового договора должен быть на руках. (Вполне подойдет в этом случае журнал учета выданных экземпляров с подписями сотрудников).
  •  В трудовом договоре используются формулировки типа "с оплатой согласно штатному расписанию" без точного указания размера оклада (тарифной ставки). Это незаконно, так как нарушает статью 57 Трудового кодекса.
  •  На период испытательного срока устанавливается меньшая зарплата, что тоже не совсем правильно -- нарушается требование статьи 132 Трудового кодекса о равной оплате за равный труд.
  •  В срочных трудовых договорах не указано основание его срочности (ст. 59 Трудового кодекса).
  •  Локальные внутренние документы (Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, Положение об оплате труда и премировании, Положение о защите персональных данных, Положение о коммерческой тайне) отсутствуют вообще или составлены с нарушениями законодательства. Например, что для одних и тех же должностей существуют разные режимы работы: в трудовом договоре -- гибкий график, а в Правилах -- сменная работа. А при сопоставлении штатного расписания, Положения об оплате труда и премирования с трудовыми договорами можно обнаружить разные системы оплаты труда и даты получения зарплаты. С этими документами работники также должны быть ознакомлены, обязательно под расписку, с указанием даты ознакомления. Если локальные акты изменялись, то сотрудники должны увидеть их и в новой редакции.
  •  Трудовые книжки не всегда заполнены по Правилами ведения и хранения трудовых книжек. Две самые распространенные ошибки при заполнении: проставляя запись об увольнении, вместо пунктов статьи 77 Трудового кодекса делают ссылки на статьи 78, 79, 80; работники не заверяют своей подписью запись об увольнении в трудовой книжке.
  •  Отсутствует книга учета движения трудовых книжек.
  •  Обычно у аудиторов много замечаний к документам по охране труда. Раньше на предприятиях был специалист по охране труда, сейчас в лучшем случае -- ответственное лицо. Отсутствуют инструкции по охране труда, нет журналов, приказов и т. д. А это наиболее важный участок, который в первую очередь проверяет трудовая инспекция.

У трудовой инспекции есть право отстранить работника, который не подготовлен должным образом, приостановить деятельность компании, нарушающей нормы охраны труда, или вообще обратиться в суд с требованием ликвидировать фирму.

Яна КИЖАЕВА, генеральный директор консалтинговой компани "Альтернатива"

Цена на кадровый аутсорсинг зависит от количества работников и конкретного перечня услуг. В целом для предприятий малого и среднего бизнеса выгоднее передать кадровое обслуживание на аутсорсинг, чем принимать квалифицированного специалиста в штат, так как, если посчитать зарплату, все налоги, премии, оборудование рабочего места и постоянное повышение квалификации, то обслуживание в консалтинговой компании выйдет однозначно дешевле.

 


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные