Сегодня: 24.08.19
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 24 августа 2019 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

PDF-ВЫПУСКИ


ИНОСТРАННЫЕ ДЕЛЕГАЦИИ В ИРКУТСКЕ

Пусть пыль в глаза -- полезно. Иногда.

'Понаехали! И что вы здесь забыли? Нам и без вас неплохо!'. Примерно так мы думаем, когда по телевизору сообщают, что к нам в очередной раз заявилась делегация (китайская или японская). Оказывается, не стоит плевать в экран и лихорадочно щелкать пультом, пытаясь избавиться от дежурных улыбок и рукопожатий. Делегации не только «съедают» средства налогоплательщиков, но и имеют практическую пользу. Иногда.

НА РАЗВЕДКУ, КАК В БОЙ

Первый тип делегаций, заезжающих в Иркутскую область, условно можно назвать «разведывательными». В данном случае обе стороны -- гости и хозяева -- напоминают «сватов», которые усиленно нахваливают свой товар и ни в коем случае не хотят ударить в грязь лицом. Понятно, что профессиональная сваха никогда не расскажет, что приданое невесты, скажем так, несколько преувеличено. А жених -- вовсе не хозяин скобяной лавки, а только подмастерье. Так же и с делегациями. Каждая сторона делает все возможное для того, чтобы выглядеть самым наилучшим образом. Оно и понятно, ведь возможность дальнейшего сотрудничества зависит именно от самого первого впечатления.

Бывает, что гости и хозяева задают острые вопросы, отвечать на которые не всегда выгодно. Вот приехала, к примеру, делегация и говорит: «Мы хотим купить у вас лес». А мы им: «Давайте прежде организуем совместное предприятие». Понятно, что с точки зрения политкорректности, делегации было бы просто глупо сразу же отказываться от такого предложения. Ведь в таком случае разговор сразу бы был закончен. А наши стараются не выносить сор из избы. Иначе говоря, избегают тем, которые могут повредить их имиджу.

Обычно в состав разведывательной делегации входят политики различного уровня , начиная с мэра города и заканчивая министром. Во время разведки иностранцев больше всего интересует общая информация о посещаемом ими регионе: экономическое положение, инвестиционный климат, перспективы возврата вложенных средств.

В основном «разведчики» приезжали в Приангарье в период начала «перестройки» до 2000 года. По данным, на август 2002 года в Иркутской области существовало около 300 совместных предприятий. В середине 90-х годов эти СП дышали на ладан, и виной тому было экономическое положение в России. Стабилизировалась (относительно) экономика -- лучше стали работать и предприятия. С 1999 года по 2002 год доля иностранного капитала в экономике Иркутской области выросла с 1,6% до 6,4%. Одним из примеров безупречной работы совместного предприятия является 15-летняя история самого первого совместного предприятия российско-японской компании -- Igirma-Tairiku. Она заготавливает свыше 700 тысяч кубометров древесины, что сопоставимо с лесозаготовками всей Тюменской области. Перерабатывает Igirma-Tairiku все, включая иголочки. В ассортименте российско-японского предприятия различные пиломатериалы и шпалы, а также щепа для целлюлозно-бумажной промышленности. Почти вся продукция поставляется на экспорт в Японию и даже европейские страны. Однако так повезло далеко не всем. Многие СП так и не смогли пережить дефолт в августе 1998 года.

ЧАСТНЫЙ ВИЗИТ' -- ВЫСОКИЙ ЭФФЕКТ ПРИ БОЛЬШИХ ЗАТРАТАХ

Есть и еще один тип визита -- «частный». Он полностью оправдывает свое название. Здесь не предусмотрено встреч с высокопоставленными лицами. Обычно приезжие проводят в регионе как можно меньше времени и предпочитают сразу же встречаться со своими коллегами. Понятно, что в роли посредника выступает уже не областная администрация, а, к примеру, Торгово-промышленная палата Восточной Сибири. Она организует встречу «частников» и представителей регионов. Перед этим составляется список фирм региона, которые могли бы быть интересны гостям.

Обычно в составе частных делегаций минимальное количество членов: один или два. В основном это представители коммерческих фирм, ответственные за контакты с другими регионами. Они едут в Иркутскую область уже с конкретными предложениями. Яркий пример -- частный визит двух бизнесменов из Южной Кореи в октябре нынешнего года. Они предлагали нашим фирмам свои товары: сотовые телефоны, линолеум, обои, отделочные и строительные материалы и многое другое. Дабы не быть голословными, бизнесмены сразу же представили каталоги и образцы некоторой продукции, а также прайс-листы.

«К сожалению, практически не удается отследить эффективность таких визитов, -- рассказывает вице-президент Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Анатолий Стерхов. -- Ведь стороны не обязаны отчитываться перед нами о том, заключили ли они контракт. Кстати, практически никогда соглашения не подписываются в тот же день. А с частными визитами к нам приезжают чуть ли не еженедельно». Одним из неудобств частного визита является то, что гостям приходится самостоятельно оплачивать проживание в городе.

В качестве эффективного визита частного характера можно назвать приезд немецких экспертов Герберта Ясперта и Хартмута Бергеса. Благодаря их визиту, в Иркутской области сдвинулась-таки реформирование жилищно-коммунального хозяйства региона с мертвой точки. Чего стоят одни «ангарские пилоты»!

Администрация области нашла экспертов через Восточно-Сибирский немецкий информационный центр, располагающийся в Иркутске. Директор информационного центра г-н Йоханнес Дюкк рекомендовал администрации области г-на Ясперта в качестве профессионала в области ЖКХ: после Второй мировой войны г-н Ясперт занимался восстановлением жилищного хозяйства ФРГ. В смету расходов принимающей стороны вошло только проживание и телефонные переговоры.

Однако, на взгляд постороннего наблюдателя, большинство таких делегаций не приносят никакого результата . Помнится, еще несколько лет назад в Иркутск зачастили японцы. Собирались даже открыть здесь сеть магазинов «Ямаха». Мало того, планы были еще более грандиозные. Организовать, скажем, в столице Восточной Сибири производство мотоциклов и велосипедов.

Мы им: «Здорово! Наши иркутяне очень любят все японское!». Они нам: «А вдруг у вас опять дефолт?». Мы им: «Да что вы?! Как можно?». В общем, потусовавшись с недельку, они уехали. Впрочем, как водится, пообещали вернуться с инвестициями . Традиция у иностранных гостей такая -- обещать инвестиции.

У нас традиция другая. Ждать обещанного.

КУЛЬТУРНЫЙ ОБМЕН -- ЛИШНИЙ ПОВОД ПРИЕХАТЬ

Дружба между народами подобна капризной женщине. Нуждается в постоянном внимании. Забыл -- уйдет к другому. Поэтому иногда делегации приезжают к нам просто так -- с дружественным визитом. Вот летом в рамках культурного обмена нас посетила делегация префектуры Исикава (Япония), возглавляемая вице-губернатором префектуры Сугимото Такэтоси. Никакой экономикой здесь и не пахло: гости прибыли для того, чтобы познакомить иркутян со своей культурой. Для этого в областном Краеведческом музее была открыта выставка, а на прощание японцы устроили на площади у Драматического театра концерт балетной школы префектуры Исикава. Кроме того, в ходе визита японские гости посетили все города-побратимы Иркутской области: Шелехов, Усолье-Сибирское, Братск и Ангарск, который в ближайшем будущем обретет себе брата в Стране восходящего солнца.

В состав таких делегаций могут входить, как высокие гости вроде вице- губернаторов и премьер-министров, так и чиновники на порядок ниже. Все зависит от того, какое значение придают гости и хозяева визиту.

ДЕЛОВОЙ ВИЗИТ -- БЬЕТ ТОЧНО В ЦЕЛЬ

Сейчас в нашу область в основном приезжают делегации, преследующие конкретные цели. Как правило, это заключение контрактов, поиск партнеров и предприятий, в которые можно вложить средства. Чаще всего в состав таких делегаций кроме официальных лиц входят бизнесмены или люди, представляющие интересы той или иной организации . Кстати, по данным департамента внешних связей, в последние три года статус приезжающих официальных лиц заметно повысился. Если раньше к нам приезжали в большинстве своем атташе (работники администрации невысокого ранга), то теперь к нам едет политическая элита. В связи с этим стоит вспомнить осенний приезд маршала сената Республики Польша Логина Пастусяка (хочется отметить, что польский маршал все равно, что наш премьер-министр).

В программе «деловых» визитов всегда запланирована встреча с представителями власти, посещение предприятий, которые заинтересовали гостей. К примеру, в начале октября финская делегация во главе с послом Финляндии в России Рене Нюбергом посетила не только «серый дом», но и предприятия лесного комплекса: Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, Братский и Усть-Илимский ЛПК. Там финны презентовали свои технологии по заготовке и обработке леса.

«Вообще невозможно контролировать подписание договоров между гостями и руководителями наших предприятий. Ведь власть не имеет права контролировать деятельность частных организаций. Функция делегаций -- создать условия для успешного развития деловых отношений. Осознание эффективности иностранных визитов -- процесс долгосрочный», -- комментирует ситуацию начальник департамента внешних связей областной администрации Александр Суходолов. Получается, что объем товарооборота между Иркутской областью и той или иной страной -- естественный и практически единственный индикатор эффективности проведенного ранее «сватовства».

Здесь стоит прокомментировать вот какие факты. В течение последних 5-6 лет и Финляндия, и Китай, и Япония проявляли крайнюю заинтересованность в том, чтобы строить (на паритетных началах) новые заводы по переработке древесины на территории Приангарья. Японцы, чиновники областной администрации, представители лесопромышленных холдингов, собственники предприятий обменивались под вспышками фотокамер рукопожатиями, торжественно подписывали протоколы о намерениях. Говорили о больших суммах, которые собирались инвестировать в ЛПК. Ну а потом... Начался новый виток корпоративных войн. Ну вот в принципе и все.

ЧАЩЕ ПРИЕДЕШЬ -- БОЛЬШЕ ОТХВАТИШЬ

Однако не стоит забывать, что большая половина внешнего товарооборота -- результат деятельности крупных промышленных предприятий. Взять, к примеру, ОАО «БрАЗ». Это один из самых крупных алюминиевых заводов в мире. Поэтому никакие приезды делегаций не повлияют на его внешнеэкономические связи -- завод достаточно силен, чтобы самостоятельно находить партнеров. Делегация может лишь приехать и посетить завод, прозондировать почву для возможных контрактов.

Наглядным примером такого рода цепочки можно назвать визит министра обороны королевства Малайзия Дато Сри Мохд Наджиб бин Тун Фбдул Резак в Иркутск весной этого года. Контракт на поставку «СУ-30 МКМ» был подписан иркутскими авиастроителями в течение буквально четырех месяцев. На самом деле это случай довольно редкий. Обычно отъезд делегации и подписание контракта отделяет довольно большой отрезок времени. Почти вечность.

Кстати, за последние четыре года доля экспорта Иркутской области выросла на 32%: с 2,5 до 3,2 млрд. долларов. Сегодня Иркутская область занимает пятую строчку среди других регионов России по объему экспортной продукции. Из Иркутской области вывозят лес (29%), металлы и изделия из них (28,9%), товары топливно-энергетической и химической промышленности (23,2%), продукция машиностроения (18,4%). Александр Суходолов отмечает, что на сегодняшний день Иркутская область, несмотря на большой объем экспорта, является сырьевой базой. Поэтому важнейшая задача -- изменить имидж региона, сделать ставку на перерабатывающую промышленность. Следствием этого является несколько иная подача Иркутской области приезжающим «разведывательным» делегациям: создание образа региона с развитой высокотехнологической промышленностью.

Иными словами, необходимо иногда и пустить пыль в глаза, и кулаком в грудь ударить.

Объем товарооборота Иркутской области с той или иной страной напрямую зависит от количества и активности приезжающих к нам делегаций . Логично, что самые «лакомые» контракты достаются тем, кто наведывается с завидной регулярностью. Так, чаще всего в Иркутскую область едут соседи из Китая и Японии. Поэтому не случайно, что объем экспорта между Иркутской областью и этими странами самый большой -- 58,2% -- от 3,3 миллиардов долларов в 2002 году. Хотя в 1995 году вторую строчку в списке самых активных покупателей иркутской продукции занимали США. Сейчас они переместились на пункт ниже. Объяснить это можно дипломатической активностью Китая, которая набирает обороты.

Всего за девять месяцев нынешнего года область посетило около 50 официальных делегаций из Японии, Монголии, Китая, Кореи, Малайзии, Индии, Финляндии, Швеции, Норвегии, Польши, Чехии, Австрии, Германии, Франции, Италии и других стран . Кстати, только за сентябрь -- в период проведения в регионе Байкальского экономического форума -- Иркутскую область посетило около 60 официальных делегаций из 10 стран мира -- это порядка 700 человек.

Кстати, сейчас общий товарооборот Иркутской области с иностранными странами выше, чем был в 1999 году: 3 млрд. долларов четыре года назад и 3,7 млрд. долларов в прошлом году. При этом сальдо торгового баланса возросло на 45%.

Связывают это с несколькими факторами. И прежде всего -- со стабилизацией экономики Иркутской области. Ее просто не могли не заметить приезжающие к нам делегации. Вторая причина -- увеличение количества именно деловых делегаций. Они уже не столь декларативны, как в советское время. Поэтому и «выхлоп» от них соответствующий.

Александра ТЕРЕНТЬЕВА, Елена ЛИСОВСКАЯ


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные