Сегодня: 27.09.20
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 27 сентября 2020 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА


Стать эффективным или сойти с дистанции?

Алексей ЩЕРБАКОВ, заместитель генерального директора по ИТ ЗАО "УК "ВостСибСтрой", президент Клуба ИТ-директоров г. Иркутска

Кризис, как много в этом слове... В октябре-декабре 2008 г. ситуация была довольно интересная. Мне удалось пронаблюдать, как кризис накрывал несколько отраслей, одну за другой. Строители Иркутска и области почувствовали кризис одними из первых. Когда верстались бюджеты на 2009 год, еще оставались надежды на то, что это все к нам не относится, что кризис пройдет стороной. Не прошел.

В этот период мы провели три встречи клуба ИТ-директоров. Интересна тенденция: на первой встрече кризису уделили минут 20--30 -- в конце встречи обсудили, что "кризис наступил". На следующей встрече кризису был посвящен уже отдельный круглый стол. Здесь крупный и средний бизнес говорил о сокращениях персонала, бюджетов, планов инвестиций. Госслужащие, производители продуктов питания и ретейл к тому моменту еще не почувствовали кризис. И уже в конце года, в декабре, вся встреча целиком была посвящена кризису и его влиянию. Тут уже мнения совпали у всех. Более того, представители промышленности нам просто и понятно объяснили, что декабрь -- это еще цветочки, а я годки будут весной. (Я хочу отметить, что речь идет о мнении людей, достаточно отдаленных от коммерции и от зарабатывания денег, -- об ИТ-директорах: их мнение меняется медленнее, так как мы видим ситуацию опосредованно).

Но, хорошо, зима 2008--2009 прошла, наступила весна 2009. Что мы имеем? ИТ-бюджеты утверждены с серьезным сокращением по отношению к 2008 г. Более того, их исполнение часто ведется по остаточному принципу или только на самые насущные цели -- скажем, на приобретение расходных материалов и на связь. Реальный сектор встал. Дебиторская задолженность -- самая популярная тема в обсуждениях и на деловых встречах. Как между компаниями, так и в рамках одной компании. Каскадные долги сказались самым негативным образом на всей цепочке от ИТ-потребителей через ИТ-поставщиков до ИТ-производителей. Бартерные схемы, которые в 2008 году казались пережитком "лихих 90-х", снова в ходу, и компании, которые 2--3 месяца назад наотрез отказывались обсуждать такие варианты, сейчас активно используют бартер.

Компании стали резко перестраивать свои бизнес-процессы. И это не благодаря суперконсультантам, которые долго думали и, наконец, придумали. В основном смена эта вызвана стремительным сокращением персонала, которое практикуется как первое средство для снижения затрат. Обескровленные отделы резко меняют способ работы, сокращая количество выполняемых работ, снижая качество услуг, перекладывая часть сервиса на плечи своих клиентов (как внутренних -- соседних отделов своей же компании, так и внешних -- покупателей).

Таким образом, у себя в компании для обеспечения бесперебойной работы ИТ-инфраструктуры мне требуется эту инфраструктуру максимально упростить, так сказать сократить "количество движущихся частей". Упрощение необходимо с утилитарной точки зрения -- количество сотрудников сокращено, мы не успеваем выполнять все работы в докризисном объеме с меньшим количеством персонала. Но для пользователей компании упрощение ИТ-инфраструктуры имеет не очень приятные последствия. Например, в 2008 году для обеспечения качества работы ИТ-службы у нас было правило: после выполнения каждой заявки, с которой обратился пользователь, сотрудник ИТ-службы должен был позвонить пользователю, уведомить о том, что мы все выполнили и поинтересоваться, удовлетворен ли пользователь; если что-то не так -- сразу сформировать новую заявку. Сейчас мы не можем себе позволить такой роскоши: на звонки-уведомления уходит много времени. Мы перешли на более простой метод -- уведомляем пользователя о выполнении работ по электронной почте. Мы перестали отслеживать, доволен ли пользователь на 100%, и если он не доволен, пользователю придется самостоятельно повторно обращаться в ИТ-службу. Фактически качество услуги ухудшилось. Мой пример -- один из многих как в моей службе, так и в других службах компании, и в других компаниях происходит то же самое.

Бизнес медленно приспосабливается к новым условиям. Время от времени в беседах я слышу от своих визави, что мысль о полезности кризиса цинична, что многое погибнет, что сделанное и наработанное с таким трудом пойдет прахом. Все верно. Мне тоже пришлось распустить отдел, который был создан за полгода до того и явился плодом полуторалетней работы. Однако ситуация изменилась, направление было признано неприоритетным.

Для выживания компании сегодня требуются другие люди, другие навыки и способности. Я создам отдел заново, когда в нем возникнет необходимость. Кризис позволяет мне обратить внимание на те аспекты моей профессии, которым я уделял недостаточно времени раньше.

Если говорить о полезности кризиса в разрезе компаний -- жесткость ситуации вынуждает или стать более эффективным в своем деле, или сойти с дистанции. Да, боюсь, появится ощутимое количество разнорабочих с высшим образованием, однако работу разнорабочих тоже надо выполнять, и если человек не может заработать себе на жизнь мозгами, придется зарабатывать мозолями. И что самое интересное -- последняя фраза относится ко всем и каждому, будь то директор или водитель. Рынок, как обычно, саморегулируется и приходит в устойчивое состояние. И, как обычно, самые адаптивные смогут в это неспокойное время себе нажить капитал (интеллектуальный, репутационный или материальный -- все едино).

Почему бы Вам не получить эти бонусы?

С автором можно связаться по почте al-shch@yandex.ru.

Обсудить статью в Живом Журнале: http://irk-che-pe.livejournal.com/16316.html


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные