Сегодня: 16.07.19
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 16 июля 2019 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

НАШЕГО УМА ДЕЛО


Иоахим Хайнц - О кризисе смысла и духовности в бизнесе

Все говорят сегодня о кризисе, но не все осознают, что он отличается от предыдущих, что это затяжной системный кризис, и шанса отсидеться нет ни у кого. Придется решать серьезные основополагающие вопросы. Быть или не быть компании? Есть ли смысл в том, что мы делаем? Что ценно в современном мире? Являются ли люди капиталом для современного бизнеса?

Эти вопросы и легли в основу обсуждения за круглым столом "Уроки кризиса: сентябрь 2008-март 2009", который 11 марта уже во второй раз организовал российско-германский консалтинговый центр "Хайнц-Консалтинг" при поддержке Байкальского государственного университета экономики и права, и информационной поддержке "Иркутской торговой газеты".

Итогами круглого стола, своим видением вопросов управления бизнесом и планами на ближайший, юбилейный для "Хайнц- Консалтинг" год с нами поделился президент российско- германского консалтингового центра господин Иоахим Людвиг Хайнц.

- Какие аспекты обсуждения на круглом столе были, по Вашему мнению, наиболее важными?

-- На мой взгляд -- это обсуждение изменений, которые произошли с основополагающими факторами экономики. Деньги, товар и люди как столпы экономики за последние несколько лет совершенно утратили свое первоначальное значение.

Первый столп экономики -- деньги. Ничем не обеспеченные, они все печатаются и печатаются и уже давно утратили свое предназначение быть эквивалентом ценности. А в случае с Америкой они, можно сказать, стали оружием, поскольку США фактически "шантажирует" мир своим курсом доллара. Став товаром, деньги постепенно утратили смысл. Уверен, те, кто создает свои империи на деньгах как на фундаменте, строят замки на песке, и продлится это недолго.

Та же история произошла со вторым столпом экономики -- товаром. Раньше каждая вещь или услуга имела свою цену, и в нее входила и себестоимость, и социальное страхование, и пенсии, и много других составляющих. Но удешевление производства за счет размещения заводов и фабрик в странах третьего мира, глобальное перепроизводство, тотальные скидки -- все это обесценило товар, кардинально изменило наше к нему отношение. Финальным ударом по ценности товара стало экономическое чудо Китая. Эту тенденцию "дешевизны" поддерживает и каждый из нас, потому что мы хотим покупать по более низкой цене, и тем самым обесцениваем для себя то, что приобретаем.

Третья основа экономики -- люди. Одна из основополагающих ценностей -- человеческое достоинство -- тоже претерпела удивительные метаморфозы. В Бангладеш дети за центы чистят крабов, которые потом продаются за доллары и евро по всему миру. О каком уважении достоинства этих маленьких людей можно говорить? Другая полярность -- известные футболисты, которые, как гладиаторы в Древнем Риме, продаются и покупаются, готовые работать просто за очень большие деньги.

Очевидно, если мы наблюдаем все эти явления, значит, в экономике что-то не так, и не приходится удивляться, что мы оказались в кризисе. Ведь нынешний кризис -- не финансовый, и даже не кризис ценностей, мое глубокое убеждение, что это кризис смысла.

Если спросить любого человека, в чем смысл его конкретно жизни, получить ответ на этот вопрос будет крайне трудно. Кризис смысла присутствует сегодня в каждом конкретном человеке, а значит, и в коллективах, и в государствах, и в мире.

-- Как вы считаете, отличается ли поведение предпринимателей в Европе и в России в период кризиса?

-- По большому счету и к сожалению, нет, не отличается. Большинство предпринимателей видят одну цель -- деньги, и проблема в том, что в условиях кризиса они связывают свои действия только с деньгами. Так обстоит дело во всем мире. Это, конечно, печально, так как именно отношение к бизнесу как к машине, делающей деньги, стало причиной кризиса.

По-моему, нужно поменять акценты и действовать совершенно иначе. Самое первое, как бы странно это не прозвучало, нужно начать с себя, начать меняться на ментальном уровне, работать над духовностью. Эта работа имеет огромное значение и для каждого отдельного человека, и для компаний.

Нам нужно определить смысл нашего существования. Понять, а зачем я вообще живу? Какая у меня задача в жизни? Зачем я здесь? Если мы начнем задавать себе эти вопросы чаще, то сначала увидим поверхностные ответы, а потом постепенно можем добраться до истины.

На уровне компаний наиважнейшим является понимание предназначения, миссии компании. Почему существует компания, зачем она работает, какую ценность несет миру? Миссию нужно не просто декларировать, ее нужно претворять в жизнь каждый день, в работе каждого человека -- от генерального директора до рабочего. Иначе она останется сотрясанием воздуха.

-- Сейчас многие руководители обращаются к психологам, ищут способ обрести уверенность. А у вас есть свой рецепт? Как руководителю обрести уверенность в завтрашнем дне?

-- Уверенность никогда не приходит с деньгами или с чем-то материальным. Все это преходяще, временно. Уверенность может появиться только тогда, когда человек почувствует духовную связь, когда придет осознание, что есть что-то или кто-то, у кого я могу всегда спросить, который всегда может помочь и поддержать. Для меня это точка опоры в духовности.

Уверенность вернется к человеку только тогда, когда он точно поймет смысл того, что и зачем он делает. То же самое касается и компаний. Если компания научится вести свою деятельность осознанно, она сможет реализовать свое предназначение, перестанет бояться. И кризис дает компаниям уникальную возможность проверить, действительно ли они занимаются тем, что нужно людям; возможность поднять ценность профессионализма, задуматься о качестве того, что они дают во внешний мир.

Деньги, конечно, тоже должны быть результатом работы, и хорошо, когда их много. Вопрос в том, на что их тратить: на покупку дорогих часов, очередного мобильника или инвестировать в развитие компании, отдать в благотворительный фонд, создать при помощи этих денег что-то новое...

 -- А у каких компаний есть шанс вырасти в условиях кризиса?

-- Я недавно вернулся из Германии. Поездка для меня была наполнена особыми впечатлениями, поскольку я не был там более трех лет. И меня не покидает общее ощущение, что страна парализована. Улицы полупусты. Люди мало общаются. И вместе с тем бросается в глаза появление огромных торговых центров. Кстати, не только в Германии, в США, в Москве, во многих местах мира. Здания этих торговых центров выглядят почти как храмы, и кажется, что именно они оттягивают силу у людей. Словно появился новый бог и новая религия.

Под давлением экономики, которая априори должна расти и развиваться, большинство из нас захвачено вихрем потребления и гонкой за прибылью. И в этой погоне мы забываем о том, зачем все это.

На мой взгляд, выживут и станут успешными те, кто развивается эволюционно и на уровне сердца.

На это счет есть показательный пример компании в Египте, которая, занимаясь производством экологических продуктов питания, развивалась медленно и в условиях кризиса оказалась наиболее успешной.

Медленно она развивалась, во-первых, потому, что спрос на экологически чистую продукцию 30 лет назад, когда компания была основана, был небольшой. Во-вторых, для нее важно было создать экологичность, осмысленность отношений внутри компании, что требует времени. В-третьих, эта компания строила абсолютно прозрачные отношения со всеми, кто с ней связан: поставщиками, партнерами, клиентами. Каждое звено в цепочке производства продукта знает размер маржи каждого из участников. Исключен любой обман, и клиент тоже знает, как формируется цена. И теперь, когда у всех продажи падают, оказалось, что прибыль этой компании растет. Почему? Да потому, что они думали и думают о ценностях, которые важны для людей.

Или другой пример: в Германии появилось объединение из семи тысяч компаний, которые хотят вернуть в сознание потребителей понятие качественного товара.

Эти примеры -- как вспышки озарения в условиях кризиса, знак, что в мире появилось некоторое движение, которое дает надежду. Если начать так работать, тогда действительно можно изменить экономику не только предприятия, но, хочется надеяться, и излечить экономику в целом.

Сейчас такое интересное время, когда станет понятно, кто есть кто. Можно быть успешным по-белому, и можно быть успешным по-черному. "Черный" путь к успеху выложен кровью, обманом, "белый" -- это прозрачный бизнес и огромная работа на уровне сердца.

-- И когда же мы вернемся в лучшие стабильные времена, приобретя новые ценности?

-- Что касается изменения ментальности, я думаю, это будет, в лучшем случае, через семь лет. Если те компании, которые ориентированы на иной, более глубокий, осознанный, основанный на ценностях подход, который опирается не на объемы, а на качество, сейчас будут друг друга поддерживать, они смогут показать другим, каким путем лучше идти.

-- В этом году Российско-германский консалтинговый центр "Хайнц-Консалтинг" отмечает свой десятилетний юбилей. Вы много говорили о значимости миссии компании. А какова миссия "Хайнц-Консалтинг"? Она поменялась в условиях кризиса?

-- Миссия нашей компании осталась прежней и звучит так: "Мы помогаем организациям устойчиво развиваться через максимальное раскрытие человеческого потенциала и следование объективным законам организационного развития".

Каждый год мы сверяем, насколько миссия соответствует нашему ощущению, пониманию предназначения нашей работы. Полтора года назад, еще до кризиса, мы добавили в миссию слово "устойчиво". Мы осознали, что не хотим выдавать "фастфуд", если можно так выразиться. Мы действительно хотим принести ощутимую пользу компаниям в долгосрочной перспективе. Дать им возможность разобраться самим в себе и строить бизнес осознанно. Именно это для нас очень важно.

Поэтому мы стремимся работать с компаниями более тесно, вместе продумываем план, вместе задуманное реализуем. Это работа не одного-двух дней, а двух-трех, если нужно, четырех лет. Конечно, многое зависит от самой компании, от того, какова ее цель, но преимущество такого сотрудничества для наших клиентов состоит в том, что по окончании совместной работы накопленный интеллектуальный капитал не уходит вместе с нами, он остается на предприятии, трансформируется в практику ежедневной работы, становится залогом дальнейшего развития.

 -- Очевидно, в такой совместной работе должен быть высокий уровень доверия компании к консультантам?

-- Да, без доверия невозможно работать. Работа консультанта -- очень тонкое, внимательное осознавание процесса. Зачастую приходится менять ранее принятый план работы, если мы понимаем, что нужно провести какую-то другую форму работы. Самое важное -- это диалог и гибкость. Клиент тоже должен быть готов открыто формулировать свои потребности, свои мотивирующие факторы. Для многих это трудно, но без этого совместный процесс невозможен.

Не секрет, что многие руководители в России действуют интуитивно. Нельзя сказать, что интуиция -- это плохо. Однако когда поставленные задачи понятны всем, и когда руководитель получает подтверждение своим интуитивным прозрениям, намного легче действовать. Достаточно изменить направление всего лишь чуть-чуть и оказывается, что вот это "чуть-чуть" и есть решающий фактор, меняющий все. Как последний градус температуры в точке закипания воды.

 -- Что для Вас десятилетний юбилей "Хайнц-Консалтинг"?

-- Десять лет "Хайнц-Конастинг" -- это десятилетний круг размышлений над бизнес-подходами, над нашей ролью. Наверное, она в том, чтобы помогать компаниям устойчиво развиваться и расти вместе с ними. Больше осознавать, больше узнавать и отдавать еще больше.

Например, мы с моими коллегами обсуждали вопрос о цели этих круглых столов. Что это для нас? Продвижение "Хайнц- Консалтинг"? Вклад в понимание, оценку кризиса, поиск путей выхода из него? Должны ли мы проводить их бесплатно или за деньги? Мы решили, что серия круглых столов -- это наш вклад в осознание уроков кризиса, объяснение, донесение нашего подхода. Можно сказать, наша социальная добровольная инициатива.

Что касается коммерческой работы, то один из показателей -- график нашей занятости. Все недели до конца июня у нас расписаны. Это и проведение семинаров, и процессный консалтинг, и биографическая работа, и многое другое.

В первые годы нам было нелегко работать и находить клиентов, потому что рынок был не готов. Однажды к нам на семинар пришли три человека, и мы проводили семинар для трех участников. Мы понимали, что в любом случае должны делать эту работу. И поэтому мы с особой благодарностью вспоминаем две компании, с которыми начинали работать на заре "Хайнц- Консалтинг", в наши самые первые годы.

И сейчас бывает трудно, но по другой причине. Спрос на наши услуги растет, есть потребность мультиплицировать наши идеи в регионах, но не так просто найти единомышленников, людей, у которых похожие ценности, которые готовы брать на себя ответственность и работать с нашим подходом.

Это трудно, но я уверен, у нас получится.

Обсудить, задать вопросы в Живом Журнале: http://irk-che-pe.livejournal.com/21345.html


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные