Сегодня: 19.08.19
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 19 августа 2019 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

НАШЕГО УМА ДЕЛО


Все по-взрослому!

ЕГЭ: не устраивает результат - улучшай процесс

Давно ожидаемый "конец света" все-таки наступил. Завершился какой-то очередной цикл. Экономический кризис; новый президент в России; новое правительство и новая внешняя политика США; наконец, начало серьезной реформы отечественной системы образования -- поводов для отсчета времени с нуля у каждого из нас более чем достаточно. Изменения затронут каждого. Мы уже сильно изменились. И сейчас, на пороге нового времени, у нас есть немного времени, чтобы оглянуться и посмотреть, в какую сторону нам двигаться дальше.

Тотальное введение ЕГЭ (и в государственных, и в частных учебных заведениях, и на бесплатных, и на платных отделениях) вызвало в Рунете бурю протестов. Впрочем, общеизвестно: те, кого все устраивает, обычно не высказываются. Ведь уровень вопросов ЕГЭ достаточно прост для того, кто учится в школе хорошо и отлично. Громче всех слышны именно протесты, но это еще не означает, что недовольных -- большинство. Так или иначе, спорить о том, хорош ЕГЭ или плох, уже поздно.

Это свершившийся факт, а значит, нам остается приспосабливаться к этой данности, как к природному явлению, и учитывать последствия.

А последствия -- шире, чем кажется на первый взгляд. Единый экзамен запустит ряд цепных реакций, частично просчитать которые можно уже сейчас. Результаты ЕГЭ чрезвычайно важны не только для выпускников школ и их родителей, но в не меньшей степени -- для учителей, директоров школ и региональных руководителей, оценка работы которых отныне напрямую связана с результатами единого экзамена. Более того, ЕГЭ -- это катализатор возникновения новых человеческих отношений в этой живой цепочке.

Итак, что мы теперь получаем на выходе из школы?

Лишь то, что закладывали в ребенка все 11 лет. Ни больше, ни меньше.

Приручение стихийного "человеческого фактора"

В детстве закладываются все наиболее значимые модели поведения людей. Чему учила отечественная школа до сих пор? Математике, физике, литературе? Лишь отчасти. Гораздо в большей степени школа служит социальной адаптации маленького человека, постепенному встраиванию его во взрослый мир. Для успешной учебы школьнику надо было прежде всего найти подход к учителю. Учителю, в свою очередь, -- подход к директору школы, директору -- к руководителю департамента... Найти подход -- и получать одобрение и хорошие оценки.

Понимание и учитывание этого "психологического фактора" до сих пор было, пожалуй, даже важнее, чем знание предмета. "Хороший" или "плохой" учитель, определить было довольно сложно: ведь "хороший" -- смотря для кого! Для школьников, для родителей или для директора школы? У всех были свои критерии оценки "хорошести".

Теперь критерий хорошей работы будет для всех один -- успешно сданный ЕГЭ.

До сих пор вся наша система образования была благодатной почвой для созревания пресловутого "человеческого фактора" -- личностного фактора, субъективизма. Главное -- найти подход, ключик и потом просто "дергать за ниточки".

Сначала "найти подход" к учителю, преподавателю вуза. Потом -- к начальнику на работе. Ведь привычка "выслуживаться" не возникает из ниоткуда, она исподволь воспитывается с детства. Конечно, подчиненные бывают разные: есть такие, которые искренне болеют за свое дело и во что бы то ни стало делают работу на отлично; но много и таких, которые работают для галочки, просто отсиживаются в офисе положенные 8 часов. Зачем хорошо делать свою работу, если можно получить признание начальства другим способом? Так было всегда.

Так было раньше.

ЕГЭ впервые в истории отечественной системы образования уводит нас от личностного фактора, от мифов поиска "подхода" и необходимости услаждения руководителей. Ведь ответы тестов проверяет бездушная машина (да, отмечались технические ошибки -- но это ведь лишь вопрос отработки технологии, отладки механизма).

Первое поверхностное следствие этого: экзамен перестанет быть стрессом, так как объективное тестирование -- гораздо меньший стресс, чем ответ по билетам учителю, настроение и расположение которого тоже нужно учитывать. Только субъективность отношений между людьми дает ощущение стресса, несправедливости.

Кроме того, в школе теперь тоже становится важна, как говорят эйчары, "ориентация на результат". Это именно тот подход, который требуется от современного взрослого, образованного человека -- соискателя любого рабочего места. А значит, школа будет готовить выпускников к реальной жизни, к трудовой деятельности в реальном мире.

Если продлить эту линию еще дальше -- в то будущее, когда ЕГЭшное поколение подрастет, можно с уверенностью предсказать появление нового типа сотрудника, которого уже будет невозможно унизить или ущемить его права, так как он будет хорошо знать свою ценность и сознательно взращивать собственный профессионализм. Мотивировать такого подчиненного станет, с одной стороны, легче (он будет сам заинтересован в собственной результативной работе), с другой -- сложнее (так как финансовая мотивация перестанет быть для него исчерпывающей).

Отсюда рукой подать и до появления руководителя нового типа: не авторитарного самодура образца эпохи застоя, а грамотного менеджера, заинтересованного в саморазвитии и в личностном росте своих подчиненных.

Кстати, первые поветрия этого движения уже можно угадать. Так, одна из первых в Иркутске школ бизнеса "Байкал-ЛИНК" задумалась, как полтора десятка лет безупречной репутации конвертировать в более осязаемый бренд, и пришла к идее создания Инициативы профессиональных управленцев. Получив сертификат Инициативы, менеджер может воспользоваться им как рекомендательным письмом. Идея оценки профессионализма не нова. Но здесь вся соль в том, что это будет добровольная аттестация профессиональных управленцев -- никаких внезапных экзаменов, инспекторов и обязательных лицензий!

Это лишь один из примеров повышения самосознания и ответственности современного менеджмента. Безусловно, привычка работать на собственный результат и относиться к любому экзамену лишь как к началу следующего этапа повышения уровня личностного развития, должна ярко проявиться у поколения ЕГЭшников.

Делаем выводы

Разумеется, ЕГЭ обнажит проблему качества школьного образования. Обучение должно стать совершенно прозрачным (атавизм в виде взяток экзаменаторам -- это такая же техническая ошибка, требующая отладки механизма, как и компьютерные сбои). Противники ЕГЭ в грядущих неудачах абитуриентов заранее винят слабую школьную систему образования: например, в большинстве сельских школ до сих пор не хватает ни учебников, ни учителей. Все верно. Но почему-то раньше никого не беспокоило качество сельского образования, а теперь вдруг об этом заговорили! Значит, надо улучшать это качество, а не подтасовывать результаты итогового экзамена -- разве это не очевидно?

Теперь станет понятно, насколько хороший менеджер директор вашей школы. Способен ли он ценить и подбирать правильных учителей, которые хорошо готовят к экзамену. Чем они в школе занимаются в самом деле? От результатов ЕГЭ родителям нужно ждать честных, без показухи, ответов. А для этого родителям должны быть заранее известны: а) способности собственного ребенка; б) способности учителя (школы) готовить к ЕГЭ. И если с первым пунктом к 17 годам все становится более-менее понятно, то второй можно будет оценить еще на пороге первого класса. Достаточно узнать статистику: какие результаты экзамена получаются на выходе у выпускников этого учителя (школы)?

Итак, однозначный плюс ЕГЭ в том, что теперь у родителей школьников появился конкретный инструмент оценки учителей и школы заранее. Теперь все по-взрослому: все как в менеджменте качества! Смотришь на итог -- улучшаешь процесс -- опять измеряешь итог. И так до бесконечности. Управлять можно только измеряемым процессом и ЕГЭ -- лишь условная измерительная единица процесса обучения.

ЕГЭ -- это еще и постоянная аттестация учителей. Директор школы получает объективный инструмент управления: никаких обид, Мариванна, ничего личного! Ваши ученики показывают плохие результаты на экзамене, так мы всех школьников потеряем, родители будут выбирать другую школу. Для вас есть два выхода: либо повышать квалификацию, либо увольняться. Так за рамками останутся скользкие и совершенно неизмеряемые вопросы "многолетней преданности делу", "призвания" и т. д. Теперь все просто, как в математике: можешь дать школьникам необходимый набор навыков -- получаешь бонус, премию; не можешь -- школа вынуждена искать другой кадр, и ни школьники, ни родители не будут больше страдать от качества обучения, потому что директору "не удобно" уволить слабого учителя.

Встряхнет ЕГЭшная реформа и вузы. Традиционно в советских и российских высших учебных заведениях был контроль на входе. Всегда предполагалось, что контролем на входе (легко ли поступить) определяется статус вуза. Теперь вузам придется доказывать объективность своих экзаменов.

На совещании с ректорами вузов РФ, подводя первые итоги экспертизы статуса российских вузов, руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова сообщила, что больше 50% нынешних высших учебных заведений в России -- институтов, университетов и академий -- не соответствуют своему рангу. Вот текущее качество высшего образования в стране. А ведь все эти преподаватели выпускают таких же "специалистов".

С введением ЕГЭ повышение качества вузовского образования неизбежно. Ведь безо всяких экспертиз станет видно, в каком вузе выпускники в состоянии сдать итоговые экзамены, а в каком -- нет. Скорее всего, вузов действительно станет меньше. Слабые -- вылетят с рынка образовательных услуг. Сильные -- упрочат свои позиции.

Вероятно, количество молодых людей, получивших высшее образование, действительно несколько уменьшится. Но это именно тот случай, когда большое количество явно не компенсирует низкого качества.

Философия будущего

С внедрением ЕГЭ изменяется наше понимание мира и отношений между людьми. Предусмотрительным будет понять это до того, как повзрослеет поколение ЕГЭшников.

Протесты в блогах кричат, что система Единого государственного экзамена заимствована нами у Европы и США, а "современному западному обществу нужны только хорошие исполнители": "Наши дети и так перестали читать, а мы еще вводим тесты вместо устных экзаменов!", "Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем, а от этого страдает экономика общества потребления. Вот и стремятся не допустить культуры и образованности, которые к тому же мешают манипулировать населением, как лишенным интеллекта стадом".

Все эти аргументы серьезны и имеют под собой основание. Но будем честными перед самими собой -- не надо привязывать все беды к ЕГЭ! Не надо путать причину и следствие.

Формой итогового экзамена в школе культурность нации не исчерпывается. И никогда не исчерпывалась. Наши дети перестали читать раньше, еще ДО того, как был введен ЕГЭ. Прежде чем заставлять читать своего ребенка, надо начать читать самим родителям -- причем не детективы и не дамские романы.

Другое дело, что ритм нашей жизни с каждым днем ускоряется, сегодня как никогда важны эффективность и результат, и у нас почти нет времени на рассуждения и дискуссии. Это данность. Это объективная реальность, которая вошла в нашу жизнь задолго до принятия ЕГЭ.

С этим можно не соглашаться, можно отмечать недостатки того, что люди перестали понимать эпистолярный жанр и все больше общаются с помощью СМС и электронных писем (и все больше на "албанском").

Но куда же от этого деться! Мы стали по-другому писать письма и книги, снимать другие фильмы, иначе учиться, общаться и работать, чем делали это еще лет 30 назад. Мы просто стали другими. С этим не поспоришь. Вот и школьные экзамены просто стали соответствовать времени. Они стали более схематичны, более техничны, но и более прагматичны, результативны.

Но ведь это лишь следствие, а не причина тех изменений, которые происходят в нашем обществе уже давно.

Другой вопрос, что с этим делать теперь. Каким образом развивать индивидуальность помимо того обязательного блока школьных знаний, который должен освоить каждый средний гражданин РФ. Для этого всегда существовали и сейчас существуют разнообразные школы творческого развития, спортивные и музыкальные, художественные и танцевальные, олимпиады и клубы. Все это никуда не делось! Просто родителям нужно взять часть ответственности за ребенка на себя, а не перекладывать всю ее на школу, на государство, учителя или вуз. А главное -- честно посмотреть на самих себя. Не с нас ли, взрослых, наши дети копируют эту "потребительскую модель поведения"? И при чем тут ЕГЭ?

Протестующие говорят, что теперь школьные учителя не будут давать детям знания, а будут лишь натаскивать на ЕГЭ, учить, как правильно угадывать ответы, "разгадывать кроссворды"... Так учителя-то бывают разные! Всегда в школах работали и те, кто давал только предмет, и те, которые отдавали детям частичку своей души. Вот этих-то, последних, всегда больше уважают и лучше знают их предмет. Ну не бывает так, чтобы и учитель был хороший, и ребенок учился весь год -- и вдруг не сдал ЕГЭ!

Итоговый экзамен -- это лишь показатель, маркер, закономерный итого того, что было все это время, все эти годы. Зачем же пенять на итог, объективно показывающий, что мы имеем? Да, нужно менять всю систему! Старая исчерпала себя, новая -- еще не выстроилась. Так не с системы ли координат нужно начинать изменения? Теперь станут видны результаты, а процессы всегда можно отрегулировать.

Мария РАЗУМОВСКАЯ

Обсудить в Живом Журнале: http://irk-che-pe.livejournal.com/26549.html


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные