Сегодня: 18.02.18
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 18 февраля 2018 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА


Гонки на выживание

Возвращение комиссионок, ресторанные меню за 99 рублей и другие антикризисные ухищрения на потребительских рынках. Обзор новостей по России

Экономисты считают, что вслед за крушением финансовых рынков и сокращением промышленного производства, Россия вступает в полосу обвала потребительских рынков: в связи с сокращением платежеспособного спроса начинают падать обороты торговли и сферы услуг. Слабо утешает то, что мы не одиноки в этом мире (объем мировой торговли в 2009 г. сократится на 9% -- такую оценку опубликовала накануне Всемирная торговая организация, это самое серьезное сокращение со времен Второй мировой войны, вызванное глобальной рецессией). На фоне удручающих новостей полезно время от времени обозревать пейзаж: какие идеи появляются в регионах, что говорят коллеги о грядущих перспективах...

НА ПРОДАЖУ -- БОЛЕЕ 40 РОЗНИЧНЫХ СЕТЕЙ

В этом году в стране может быть открыто всего лишь 35 магазинов в формате "гипермаркет". С таким прогнозом выступил на конференции Торгово-промышленной палаты РФ президент Национальной торговой ассоциации Вадим Зуйков.

По словам Зуйкова, лидером a крупном формате по итогам 2009 года станет X5 Retail Group (46 гипермаркетов по состоянию на начало года), которая опередит немецкую Metro Cash and Carry (48). Третьим станет французский "Ашан" (32), четвертой -- петербургская "Лента" (34), а пятым -- "Магнит" (15).

"В 2009 году большинство федеральных ретейлеров не смогут обеспечить темпы роста выше 25%, а региональных -- только 5--10%", -- считает Зуйков. По его словам, в 2008 году около 20 розничных сетей прекратили свое существование, а в 2009 году эта цифра может достичь 50. Кроме того, не исключается большое количество сделок по слиянию и поглощению -- на продажу в начале 2009 года выставлены уже более 40 сетей.

В ОЖИДАНИИ ПОКУПОК ПРОДАВЦОВ

Основными тенденциями российской розницы станут укрупнение, активная региональная экспансия и диверсификация бизнеса, полагает финансовый аналитик ИГ "Универ" Ксения Поляк. По мнению эксперта, российский рынок ретейла ждут консолидация крупнейших игроков и рост сделок по слиянию и поглощению.

"В условиях кризиса ликвидности многие компании потребительского сектора столкнулись с проблемой финансирования текущей деятельности и реализации новых проектов, в этих условиях они будут вынуждены идти на объединение или поглощение более крупными игроками рынка", -- считает Поляк. Как напоминает эксперт, 25 ноября 2008 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов на встрече с продуктовыми ретейлерами заявил, что госбанки начнут выдавать им кредиты не только на пополнение оборотного капитала, но и на поглощения. X5 Retail Group и "Магнит" уже получили в ВТБ 10 млрд рублей под сделки M&A. Таким образом, мировой финансовый кризис позволит крупнейшим игрокам рынка приобрести дешевые активы и увеличить долю на рынке.

Кроме того, по мнению Поляк, освоение региональных рынков будет способствовать увеличению рыночной доли ретейлеров, а низкая покупательная способность населения по сравнению с Москвой, Московской областью и Петербургом компенсируется более высокими темпами роста продаж в регионах и сравнительно низкими арендными ставками.

СТАВКА НА ДЕШЕВОЕ

Одной из основных тенденций розничного рынка страны станет диверсификация форматов, акцент на развитие сетей в форматах дискаунтеров и супермаркетов.

По мнению Ксении Поляк, основными факторами роста оборота розничной торговли в РФ в последние годы являлись стремительный рост благосостояния населения и благоприятная макроэкономическая ситуация. Однако финансовый кризис, ускорение темпов инфляции на потребительском рынке и замедление темпов роста денежных доходов населения привели к снижению оборота розничной торговли уже во второй половине 2008 года. По данным Росстата, в январе 2009 года оборот розничной торговли увеличился на 2,4% в годовом исчислении, а по отношению к декабрю 2008 года снизился на 27%.

Кроме того, наметились изменения в структуре потребления: январский оборот на 51,7% состоял из непродовольственных товаров, 48,3% приходилось на продовольствие (в январе 2008 года -- 53,2% и 46,8% соответственно). Таким образом, если раньше доля непродовольственных товаров в структуре потребления стабильно увеличивалась, то сейчас на фоне снижения реальных располагаемых доходов населения (в январе на 6,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 45,7% к декабрю 2008 года), потребители в первую очередь сокращают потребление непродовольственных товаров (бытовой техники и оборудования, электроники, автомобилей), в результате чего доля расходов на продтовары в общей структуре потребления возрастает.

В этой ситуации, по мнению аналитика, в наиболее выгодном положении окажутся ретейлеры, управляющие дискаунтерами, развивающие направление продаж товаров под собственными торговыми марками и имеющие низкую долговую нагрузку и низкий уровень валютного долга.

ФИКСИРОВАННЫЕ ЦЕНЫ -- НА "ПРОДУКТОВЫЙ НАБОР"

Петербургская компания "Лента" может ввести систему продажи продуктов в наборах по фиксированным ценам. Об этом заявила представитель компании Светлана Афанасьева. По ее словам, "если со стороны покупателей будет интерес к приобретению определенных продуктовых наборов по зафиксированным ценам", то такой способ реализации товара может быть введен. "Никакой проблемы установить специальную цену для такого набора не будет", -- отметила Афанасьева.

По мнению ряда экспертов, в условиях кризиса некоторые крупные сети для поддержания спроса также могут прибегунть к практике продажи продуктов в наборе, стоимость которого будет ниже, чем совокупная цена тех же товаров, но купленных по отдельности. ПОДЗАГ

ОДЕЖДА ОСТАЕТСЯ НА ПОЛКАХ

Объем одежного рынка в стране стремительно сокращается. По оценкам экспертов, падение продаж весенне-летней коллекции составит в среднем 20--40%. Сокращение продаж одежды у ретейлеров началось еще осенью 2008 года. Так, в октябре-ноябре продажи упали на 15--20% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года, в декабре -- уже на 40%. "Такая динамика продолжилась и в январе", -- отметила генеральный директор Ассоциации предприятий индустрии моды Мария Сморчкова.

По ее словам, в наиболее сложной ситуации оказались продавцы европейских марок -- им очень сложно планировать бизнес из-за роста доллара и евро. "Никто не знает, на сколько еще может вырасти курс и как долго продлится падение продаж", -- говорит она. По словам представителя компании "Мэлон Фэшн Групп" Ирины Староверовой (Вefree, Zarina), банки не кредитуют продавцов одежды, и сети -- франчайзи западных марок, работающие на полной предоплате, -- не могут оплатить новые коллекции. Кроме того, из-за снижения продаж остро стоит вопрос с уровнем арендных платежей.

Многие региональные франчайзинговые сети, работающие с московскими и петербургскими производителями, не могут выкупить уже заказанные коллекции весны-лета. В результате некоторые из них вынуждены закрывать магазины. Так, по словам участников рынка, петербургский производитель женской одежды OGGI уже начал открывать в регионах собственные магазины на местах своих франчайзинговых партнеров. В самом OGGI от комментариев отказались. Некоторые производители начали отгружать региональным партнерам коллекции в долг.

По словам президента ТД Zimaletto Ирины Никифоровой, для сохранения покупателей и рублевых цен в компании решили сократить заказы за рубежом с 75 до 40%. Раньше Zimaletto было сложно размещать небольшие заказы на российских фабриках. "Сейчас у нас появился этот шанс", -- отмечает Никифорова. По ее мнению, падение продаж в 2009 году составит 50%. Причем пострадают в основном крупные сети c известными брендами.

ВОЗВРАЩЕНИЕ КОМИССИОНОК?

Власти Москвы планируют открыть во всех округах города комиссионные магазины в связи с финансово-экономическим кризисом. "В рамках первоочередных мероприятий на потребительском рынке Москвы будет рассмотрен вопрос об открытии в каждом округе не менее двух магазинов комиссионной торговли", -- говорится в сообщении столичной мэрии.

Комиссионки были особенно популярны в советское время, когда в магазинах был небольшой выбор товаров, многое было дефицитом. Комиссионные магазины в Москве есть и сейчас, но их немного.

БОГАТАЯ МОСКВА ГОТОВИТСЯ К БЕДНОСТИ

Кроме того, сообщается, что московский департамент потребрынка совместно с департаментом поддержки и развития малого предпринимательства в первом квартале этого года рассмотрит вопрос о предоставлении оборудования предприятиям бытового обслуживания в лизинг на льготных условиях на период кризиса. Для этих предприятий также планируется организовать в Москве производство импортозамещающих материалов. Ранее глава департамента потребрынка Владимир Малышков сообщил, что из-за роста доллара и, как следствие, подорожания импорта, увеличатся цены и на предприятиях бытового обслуживания, так как химчистки и прачечные закупают за рубежом многие чистящие средства и оборудование. Также в городских парках, садах и зонах отдыха планируется открыть дополнительные объекты мелкорозничной сети, специализирующиеся на "быстром питании", типа автокафе. Департамент потребрынка разработает схемы их размещения в третьем квартале 2009 года.

Все это немудрено: традиционно богатая Москва взбудоражена ростом безработицы и значительным падением у тех, кто работу сохранил. Так, В период с октября 2008 г. по март 2009 г. заработки москвичей в среднем снизились на 12%, констатируют исследователи Avanta Personnel (заработки петербуржцев упали еще больше -- на 29%).

РЕСТОРАННЫЙ ЦЕННИК: 99 РУБ.

Цены в столичных ресторанах в условиях кризиса упали на 15--20%, а некоторые заведения стали предлагать "антикризисное меню" стоимостью до ста рублей, об этом сообщил журналистам глава столичного департамента потребительного рынка и услуг.

"В ресторанах стали снижать наценку. Цены упали на 15--20% по бизнес-ланчам и остальному", -- сказал Малышков. По его словам, столичные рестораны начали предлагать и "антикризисное меню", в некоторых можно пообедать за 99 рублей.

"Рестораны и кафе, особенно премиум-класса, к сожалению, "подсели" в обороте на 25--30%", -- добавил Малышков. По словам главы департамента, число посетителей уменьшилось только в дорогих ресторанах, в массовых -- нет. "Люди перетекли в "Му-Му" и "Елки-Палки", -- отметил Малышков.

Он сообщил также, что за два месяца этого года в Москве закрылось 20 ресторанов, в 2008 году -- 215.

АВТОРЫНОК: ПАДЕНИЕ -- 36%

Продажи автомобилей в России в январе-феврале 2009 года снизились на 36% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года -- до 140 тысяч 384 машин, говорится в сообщении Ассоциации европейского бизнеса (AEБ).

В том числе в феврале, по данным комитета автопроизводителей АЕБ, продажи пассажирских автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России снизились на 38%.

"Результаты февраля, демонстрирующие продолжающееся снижение продаж автомобилей в России, -- не новость для отрасли", -- приводится в сообщении комментарий Дэвида Томаса, председателя комитета АЕБ. "Ситуация в России не отличается от общего положения дел на мировом автомобильном рынке. Ограниченность кредитных ресурсов в прошлом месяце сохранилась, и уже знакомые нам по январю тенденции снижения продаж получили дальнейшее развитие и в феврале", -- констатировал он.

По сообщениям РИА "Новости", Моллы.ru, ИА "Росбалт", "Газета.ru", газет "Деловой Петербург" и "Ведомости".

Обсудить статью в Живом Журнале: http://irk-che-pe.livejournal.com/27266.html


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные