Сегодня: 16.02.19
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 16 февраля 2019 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

НАШЕГО УМА ДЕЛО


Сокращать ли затраты на обучение персонала?

Сейчас, в нелегкий для многих период, предприятия стараются сократить свои издержки до минимума. Организации пошли на сокращение штата сотрудников. Эта логика понятна: лучше «ампутировать» часть, чтобы не потерять весь организм. Но здесь кроются другие риски.

Сокращать ли затраты на обучение персонала?

Вопрос этот отнюдь не риторический и относится к разряду часто задаваемых. Его задают в самых разных ситуациях самые разные компании.

Сейчас, в нелегкий для многих период, предприятия стараются сократить свои издержки до минимума. Организации пошли на сокращение штата сотрудников. Эта логика понятна: лучше «ампутировать» часть, чтобы не потерять весь организм. Но здесь кроются другие риски. Те, кто остался, взвалили на себя дополнительный груз обязанностей. С ростом нагрузки на персонал возросли и требования к его компетентности. Но поскольку руководство не остановилось на сокращении штата и пустило «под нож» статьи бюджета, направленные на развитие персонала, и перегруженные обязанностями сотрудники лишились возможности повышать свой профессиональный уровень.

Банально, но факт — в условиях кризиса организации нужны прежде всего высокопрофессиональные кадры. Их значение возросло в разы. В данных условиях совсем перестать развивать свой персонал нельзя: теряется конкурентоспособность компании. К счастью, большинство руководителей это понимают и принимают логичное решение: развитием персонала в организации должны заниматься ее наиболее опытные сотрудники. Создается внутренний учебный центр, куда преподавателем или тренером назначают кого-нибудь из опытных специалистов или успешных менеджеров. Идея хорошая: кто как ни профессионал-практик может обучить сотрудников на высшем уровне. Но как только такой сотрудник берется за обучение, он сразу обнаруживает, что, например, продавать самому — одно дело, а обучать этому других — совсем другое. Как бы ни был хорош специалист сам по себе, ему понадобится дополнительная подготовка.

В связи с этим возникает вопрос: что должен знать и уметь бизнес-тренер? Какая подготовка и какие рабочие навыки помогут тренеру стать успешным? Что входит в набор профессиональных компетенций бизнес-тренера? Ответив на эти вопросы, руководство осознает, в каком именно направлении потребуется развивать своего внутреннего тренера.

Профессиональный тренер совмещает множество различных функций:

— Лектор, способный доступно, ярко, образно выступать;

— Педагог, умеющий грамотно выбрать способ обучения, чтобы сформировать необходимые знания, умения и навыки;

— Руководитель, использующий навыки проведения совещания и ведения дискуссии, мотивирования подчиненных и четкой постановки задач;

— Лидер, готовый вести за собой и нести ответственность за результат;

— Методист, умеющий сформировать программу в соответствии с потребностями обучаемых, собрать, разработать и подготовить методический материал и упражнения;

— Эксперт, демонстрирующий понимание узкой специфики обсуждаемой тематики и знание основных тенденций в рамках бизнеса.

Тренер в обязательном порядке должен знать особенности обучения взрослых людей.

1) Понимать, что участникам только тогда будет интересен тренинг, если он отвечает на какие-то конкретно стоящие перед ними вопросы.

2) Уметь объяснить, частью какой общей картины является предлагаемый для отработки навык.

3) Обладать способностью к системному видению всего комплекса необходимых для данной профессии навыков. Уметь представить своим слушателям предстоящий тренинг не как простую последовательность тех или иных упражнений, а как взаимосвязанный единый комплекс, все части которого по-своему влияют на их будущую успешность.

Встает вопрос: как получить основы всех этих знаний и навыков в комплексе, да еще и в сжатые сроки? Прежде всего, я рекомендовал бы закупить профильную литературу и превратить ее чтение в систему. По каждой книге необходимо составлять краткий обзор. Кроме того, можно сделать сообщение по прочитанной книге — это отличный способ потренировать свои навыки преподавателя.

Частой проблемой большинства начинающих тренеров является отсутствие инструментария: комплекса упражнений, ролевых игр, ситуационных задач. Существуют сборники разогревающих упражнений. Как правило, они идут в качестве приложения к литературе по бизнес-тренингам. Чтобы разработать собственное упражнение, зачастую нет необходимости изобретать велосипед. Возьмите основной профессиональный процесс, например, постановку задачи, и облеките его в игровой контекст: например, русскую народную сказку про репку - и вот уже перед нами задача: «репка», которую необходимо вытянуть из земли исполнительному директору «дедке». Он понимает, что с задачей справиться можно, только используя усилия всей команды, и делегируя данный процесс коммерческому директору «бабке» или начальнику отдела «внучке». Именно в условиях такой игры участники могут раскрыть свой потенциал управленца и опытного переговорщика.

Хороший репертуар упражнений - это еще не все, чем должен обладать бизнес-тренер. У каждого тренинга должна быть проработанная структура, план. С этого начинается разработка учебного занятия. Не следует слишком привязываться ко времени. Я бы рекомендовал строить блочный план, где хорошо видны основные этапы тренинга и переходы от одной темы к следующей.

Вместе с разработкой плана нужно заняться и вопросом методического материала, так называемой «раздатки». Минимум усилий от вас потребует процесс создания и распечатки презентации из MS Power Point. Наглядно и довольно ярко, причем таким образом вы убиваете двух зайцев: у вас есть и материал-подсказка для тренинга и раздаточный материал для участников. Учтите: если у вас больше 14 слайдов, перегруженных текстом, презентация станет трудно воспринимаемой. Тем не менее, на начальном этапе данная стратегия вполне удовлетворяет потребности начинающего бизнес-тренера.

Конечно, данные советы похожи лишь на экспресс-средство, как аспирин при простуде. Чтобы приобрести более глубокие навыки профессионального бизнес-тренера, несомненно, необходимо пройти и специализированное обучение для тренеров. Оно дает методическую основу, возможность отработать ошибки в игровой среде и понаблюдать за ошибками коллег, закладывает базовые знания психологии и педагогики.

Чтобы отточить свое мастерство, потребуется еще много практики и непрерывное саморазвитие. Зато в результате компания получит идеального тренера, знающего специфику бизнеса не понаслышке, а сам сотрудник превратится в профессионала, способного грамотно передавать знания и делать это с удовольствием.

Таким образом, можно продолжать развивать свой персонал даже в условиях кризиса.

Павел РОДИМОВ (www.topexpert.ru)

 

Обсудим тему?


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные