Сегодня: 24.02.19
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 24 февраля 2019 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

НАШЕГО УМА ДЕЛО


Доверие к бизнесу сильно пошатнулось

БАРОМЕТР ДОВЕРИЯ – 2009

Обзор международного исследования

Мы уже не раз писали о том, что международный кризис, хотя и ознаменован крахом финансовой системы, вряд ли можно считать только экономическим кризисом. Сегодня многие называют его кризисом доверия. В подтверждение тому – свежие результаты международного исследования, обзор которого подготовил для ИТГ Российско-германский консалтинговый центр «Хайнц-Консалтинг».

В феврале 2009 года международное PR-агентство «Эделман» (www.edelman.com) опубликовало обзор результатов очередного исследования «Барометр доверия». Это единственный в своем роде ежегодный глобальный мониторинг уровня доверия людей по отношению к различным социальным институтам, таким как бизнес, власти, СМИ, некоммерческие организации.

«Барометр доверия – 2009» – 10-е исследование, ежегодно проводимое «Эделман» теперь уже в 20 странах мира, включая Россию. Для него было опрошено около 4 500 человек. Опросы проводились посредством 30-минутных телефонных интервью с 5 ноября по 14 декабря 2008 года, вскоре после того, как разразился глобальный финансовый кризис.

ЗА БИЗНЕСОМ ГЛАЗ ДА ГЛАЗ

Главная тенденция 2009 года - на глобальном уровне доверие к бизнесу сильно пошатнулось. В среднем, 62% респондентов в мире и 49% россиян отметили, что стали меньше доверять компаниям.

В то же время уровень доверия к органам государственной власти по сравнению с прошлым годом незначительно, но вырос - в среднем, на 1% в мире и на 5% в России (составил 38% и 43% соответственно), однако по-прежнему остается не слишком высоким практически во всех странах (за исключением Китая и Голландии).

Видимо, это означает, что прежняя картина мира, где бизнес развивался практически автономно и без особых ограничений со стороны государства, должна измениться. Большинство респондентов в Европе и США считают, что правительства должны вмешиваться и вести более строгое регулирование рынка для того, чтобы предотвратить новые финансовые потрясения.

Более того, участники опроса уверены, что бизнес должен вести партнерские проекты с властью, чтобы бороться с существующими глобальными проблемами, такими как использование энергоресурсов, финансовый кризис, глобальное потепление, доступное здравоохранение и многие другие. Только на этих условиях бизнес сможет восстановить былую репутацию.

Бизнесу в России, где дееспособность власти в постперестроечные годы воспринимается с известной долей иронии, видимо, тоже придется соответствовать мировым тенденциям, поскольку данные об уровне доверия к российским корпорациям, которые работают на международных рынках, удручают.

У российского бизнеса пока самый низкий кредит доверия – 26% в 2008 году и 24% в 2009. Сегодня наши компании проигрывают даже китайским, которые, впрочем, ушли вперед лишь на 2%. А вот шведские и немецкие корпорации остаются, по мнению многих, самыми надежными (73% и 72% в 2009 году).

КОМУ ВЕРЯТ БОЛЬШЕ

Вопрос об источниках информации, которыми пользуются компании, - еще одна актуальная тема, освещенная в исследовании. Поиск новых форм позиционирования ведется постоянно. Тот факт, что реклама уже давно не так эффективна, как хотелось бы, давно беспокоит маркетологов, но заменить ее более эффективными инструментами удается не всегда.

По данным «Барометра доверия - 2009», практически во всех странах резко упал уровень доверия ко всем источникам информации, даже к деловым изданиям и аналитическим отчетам, которые, по мнению участников опросов, традиционно были самыми надежными.

Однако в целом рейтинг источников информации не изменился. По-прежнему, деловые издания, друзья и знакомые, а также рядовые сотрудники компаний воспринимаются как самые надежные каналы информации (для 40-47% респондентов). А реклама, причем в любой форме, снова занимает последнюю строчку рейтинга (13%).

Мнение экспертов по-прежнему ценится больше всего (59%), а вот руководители компаний и представители власти продолжают терять очки, им доверяют лишь около 28% участников исследования. Это снова подтверждает необходимость нового подхода к построению коммуникации организаций любого типа. Мы должны говорить и думать не о продвижении компаний и продуктов, а о построении отношений. Как люди, компании должны учиться дружить, открыто общаться, созидать вместе с теми людьми и организациями, которые важны для них, и для них.

ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЕТСЯ ДОВЕРИЕ К БИЗНЕСУ

Судя по результатам исследования 2009 года, необходимость видеть и понимать клиента и собственных сотрудников будет только расти. Если в предыдущие годы важны были факторы, связанные с социальной ответственностью компаний в широком смысле (благотворительность, участие в социальных программах), то сегодня фокус этой ответственности смещается в сторону качества продукта и устойчивого развития самих компаний.

На первом месте среди факторов, влияющих на уровень доверия к компаниям, – качество продуктов и услуг (94%), забота о собственных сотрудниках (93%), честная и открытая коммуникация о состоянии дел в компании (91%), соотношение цены и ценности продукта (91%).

Важными являются такие факторы, как деятельность в рамках существующего законодательства (90%), финансовая устойчивость (90%) и степень доверия к высшему руководству компании (89%).

От того, насколько респонденты доверяют компании, зависит и их поведение. Участники опроса утверждают, что:

Если они доверяют компании, то они:

  • выбирают ее продукты или услуги - 91%
  • рекомендуют ее друзьям и коллегам - 76%
  • покупали ее акции - 26%

Если они не доверяют компании, то они:

  • отказываются покупать ее продукты или услуги - 77%
  • делятся своим негативным мнением о ней с друзьями и коллегами - 72%
  • продали ее акции - 17%

Наверное, тот факт, что мы вообще говорим об уровне доверия в мире – уже сам по себе свидетельствует о том, что мы его утратили. Любое исследование – это лишь линза, через которую мы можем внимательнее присмотреться к себе, своим компаниям, к тому, что мы делаем. «Барометр доверия» Эделман дает массу поводов для размышлений. Но главным, пожалуй, остается вопрос о том, как мы можем хоть немного приблизиться к тем временам, когда доверие было не столько словом, сколько ощущением, живущем в сердце.

Обзор подготовлен Российско-германским консалтинговым центром «Хайнц-Консалтинг »

«Барометр доверия - 2009» на английском языке можно скачать на www.edelman.com

Черкнуть свое мнение по данному поводу и почитать другие комментарии - на блоге ИТГ.

Ключевые тенденции по годам:

  • 2001 - Рост влияния некоммерческих организаций.
  • 2002 - Снижение влиятельности известных руководителей бизнеса.
  • 2003 - Уровень влияния корпоративных СМИ выше, чем уровень влияния рекламы.
  • 2004 - Американские корпорации теряют доверие в Европе.
  • 2005 - Коллегам и знакомым начинают доверять больше, чем лидерам мнений.
  • 2006 - Информация от «человека такого же, как я» вызывает наибольшее доверие.
  • 2007 - Бизнесу доверяют больше, чем властям и СМИ.
  • 2008 - Молодежь больше доверяет бизнесу, чем старшее поколение.
  • 2009 - Бизнес должен вступать в партнерства с властью, чтобы вернуть доверие.


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные