Сегодня: 24.08.17
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 24 августа 2017 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

НАШЕГО УМА ДЕЛО


Отключи автопилот!

Думай сам, иначе за тебя будут думать другие

"Сон разума рождает чудовищ". Франсиско Гойя

Можно ли научить чему-нибудь взрослого, состоявшегося человека? Известно, что каждый из нас воспринимает только то, что готов воспринять. А запоминает лучше всего то, что интересно и до чего дошел сам. Есть люди, которые умеют это использовать.

Шестью шесть - тридцать шесть...

С ужасом вспоминаю школу.

Училась я всегда хорошо, но когда грозная престарелая физичка склонялась над журналом ("К доске пойде-ет..."), неизменный холодок пробегал по спине, и в глазах темнело. Никогда не понимала, зачем нужно заучивать наизусть страницы текста из учебника и как это может пригодиться в дальнейшей жизни. А требовалось всегда именно это. Начиная от литературы и заканчивая геометрией. Результат известен всем: пока идешь к доске - помнишь заданный параграф с точностью до запятой, как только протараторишь его содержание довольно кивающей учительнице - все вылетает из головы со скоростью света.

Какова формула вычисления площади параллелограмма? В каком году произошла Куликовская битва? Какого цвета было платье Наташи Ростовой на ее первом балу, и как звали коня Дон Кихота? Сколько мусора забивают в голову среднестатистического школьника! Мусора - потому что 99% всего этого ему НИКОГДА в жизни не понадобится! Если мне, взрослому, образованному человеку, сейчас приспичит узнать, что происходило на другом конце земного шара, когда во Франции пылала знаменитая революция, - я знаю, где найти такую информацию. Я перерою десятки источников и в течение пары дней составлю объемную картину происходящего. И даже, пожалуй, смогу провести школьный урок на эту тему или аргументировано поспорить с историком средней руки. Но для этого мне совсем не нужно было десятки лет держать всю эту информацию в своей голове!

Не понимаю, зачем я до сих пор помню число "пи" или валентность свинца. Мне это не нужно! А сколько потерянных часов, которые можно было потратить на что-нибудь более интересное! Сколько безжалостно потушенных искр: когда заинтересуешься романом Мопассана, проблемой жизни на Марсе или предметом интереса средневековой алхимии, а в ответ слышишь раздраженное: "В программу это не входит". Вот так всегда - все посторонние вопросы, не предусмотренные программой, пресекаются.

Поступив в университет, я искренне полагала, что теперь-то вырвалась на свободу! Впрочем, не долго. Нам быстро дали понять, что современный вуз мало отношения имеет к свободной школе Сократа, а манящие своими таинственными лабиринтами экономика или маркетинг - это лишь малопонятные термины и формулы, которые надо заучить, чтобы сдать экзамен.

Еще помню недоумение, когда мы по учебнику следили за скучными лекциями по... Да какая теперь разница, что это был за предмет - он не сильно отличался от других.

Не удивительно, что когда меня спросили, не хочу ли я продолжить обучение в аспирантуре, я ответила, пожалуй, слишком резко... Хотя узнавать все время что-то новое мне и нравится, но при этом вся наша система образования - от детсадовских утренников до формы отчета о производственной практике - вызывает у меня стойкую аллергию.

К сожалению, знаю наверняка, что в своих антипатиях я не одинока.

А любопытная закономерность, вы не находите? - как-то так получается, что естественное детское любопытство и неуемная подростковая любознательность к двадцати годам уступают место стойкому неприятию любого обучения. И те же самые люди, которые в школе мечтали о Дне самоуправления, спустя несколько лет униженно выпрашивают себе оценку, работу, похвалу или премию у постороннего дяди. Видимо, все-таки что-то не то с нашей системой образования...

Но можно ли с этим бороться?

Другая сторона Луны

Когда мне предложили заглянуть ради интереса за кулисы одной воскресной бизнес-школы, я была настроена скептически: ну чем она может отличаться от других многочисленных "школ"? Судя по понтам (иркутское представительство западного университета), - лишь изощренным занудством лекторов и толщиной учебников. Представляю, какое это издевательство - собрать на весь уикенд студентов (между прочим, работающих людей, и так почти не имеющих отдыха) за город на учебу!

Слом стереотипа случился сразу же, едва я вошла в зал - небольшое уютное помещение, обшитое деревом (воскресная бизнес-школа проходила за городом, на одной из известных турбаз по Байкальскому тракту). Почему-то на уставших от лекций студентов присутствующие не походили.

Сначала все, разбившись на группы по 4-5 человек, сидели в разных углах большой комнаты и живо общались с тьюторами. Потом задавали вопросы, спорили, свободно ходили, обсуждали что-то друг с другом и с членами других групп, кто- то рисовал схемы на больших листах бумаги, кто-то считал, уединившись в кресле. Тьюторы (по крайней мере, внешне) почти не вмешивались в процесс, лишь отвечали на задаваемые изредка вопросы и следили за временем.

Все это броуновское движение продолжалось несколько часов, и даже во время кофе-брейков не остывало горячее обсуждение. За это время я успела присмотреться к присутствующим, позадавать им вопросы, чтобы понять, что происходит.

Вызов себе

Воскресная бизнес-школа в этом университете - это трехдневный выезд с погружением в менеджмент. Погружением буквально с головой. Здесь живут и учатся два десятка человек, которые до этого встречались лишь мельком, а необходимую программу осваивали дистанционно, большей частью - самостоятельно. График очень плотный: свободного времени почти нет, работа в группах идет с раннего утра до самой ночи, с короткими перерывами на кафе. На второй день - самый насыщенный и сложный по программе - намечен товарищеский ужин с творческими конкурсами и танцами до утра. Впрочем, уже ранним утром воскресенья присутствующих снова ждет работа в группах и обсуждение личного карьерного плана. Наполеон отдыхает!

Задача тьютора (это тот, кто у них вместо лектора) - организовать нормальное взаимодействие в группах (вернее, создать к этому предпосылки). Цель команды - достичь функционирования. Личный интерес студента - попрактиковаться в решении менеджерских задач или попробовать себя в несвойственной роли. Например, лидера группы. Или оратора. Тогда это называется "бросить вызов себе" и - вне зависимости от фактического результата - вызывает одобрение группы и тьютора.

Две группы получают почти одинаковое описание бизнес- ситуации и конкретные задания, немного отличающиеся друг от друга. Присутствующие предлагают свое видение решения поставленных проблем и обосновывают свои рекомендации. Желающие задают вопросы.

Кейс дается на три дня, в каждый день решается конкретная задача (оптимизация расходов на персонал, например, финансовый анализ деятельности или маркетинговая стратегия воображаемой компании). При этом задача максимально приближена к действительности (учитывается текущий кризис, например).

Какая-то часть информации пересекается, кое-что можно даже узнать у другой группы. Но вот "списать" здесь вряд ли получится, если сам не в теме.

Обстановка такого свободного обсуждения (а не привычно усыпляющей лекции), с одной стороны, вызывает интерес; с другой, мобилизует, заставляет максимально проявить себя, так как чувствуешь ответственность за свою команду.

Итог многочасовой групповой работы - защита плакатов и ответы на вопросы коллег и "инвесторов" (роль которых пока играют тьюторы). Плакаты, как мне показалось, - это более наглядный и мобильный вариант защиты проекта, чем любой другой. Сгруппированная таким образом информация легче воспринимается и запоминается. Знания так проверять тоже проще - здесь не получится "лить воду", надо выражаться кратко и по сути. Вообще, такой формой "зачета" достигается объективная проверка не только профильных знаний и дисциплин, но и практических умений. Работать в команде, доносить свои мысли до коллег, при этом учиться слышать других и обосновывать принимаемые решения моделями и концепциями пройденных модулей курса по менеджменту - а это не менее важные инструменты для управленца, чем книжное знание основ бухгалтерии или принципов маркетинга.

Таким ненапрягающим образом отрабатываются разносторонние менеджерские навыки (что полностью отсутствует в классическом образовании).

Сами обучающиеся не понаслышке знают о классическом лекционном образовании и говорят, что выездное погружение расслабляет, по сравнению с традиционным обучением, не дает такого стресса: "Это совсем другой формат, более жизненный и более конструктивный. Обучение проходит не в таких жестких рамках и во многом построено на внутренних процессах, на самомотивации студентов".

Как вырастают руководители?

Можно ли вообще научить чему-нибудь взрослого человека? Как вложить что-то в голову состоявшегося менеджера или бизнесмена, имеющего свое дело и свой, давно устоявшийся взгляд на мир. Для этого нужно, как минимум, что-то из него достать, чтобы освободить место для новых знаний. А "достать" что-то из своей головы может только сам человек: проговаривая, выписывая буквами те знания, которые его наполняют.

Известно, что человек воспринимает только то, что готов воспринять. А запоминает лучше всего то, что ему интересно и до чего он дошел сам, своим умом. Эти принципы обучения используются в воскресной бизнес-школе.

Какой в этом интерес студенту? "Я думаю, что поставленная задача должна решаться так... Интересно, как мою идею оценят коллеги? А как это воспримет инвестор? Чего я не учел?" Такой формат обучения вызывает множество вопросов и живой интерес не к оценке, а к процессу решения задачи; работает не на уровне "правильно - не правильно", а где-то более глубоко, заставляя мыслить и узнавать еще больше. Здесь нужно не вызубрить учебник (не поможет!), а использовать весь имеющийся практический опыт, все жизненные знания.

И даже больше.

Были на семинаре и задания-провокации, в которых для обсуждения предлагался материал, еще не пройденный на курсе. Могу поспорить, что тема, еще не заученная в теории, но уже прочувствованная на собственной шкуре, будет очень живо восприниматься на следующем курсе, когда подойдет время это подробно изучить. Студент, таким образом, идет от занятия к занятию за своим интересом, и воспринимает теорию через призму собственного опыта.

Как же так? Не зная броду, полезть в воду?! Да, это стресс. Но в стрессовых условиях объединение в команду происходит быстрее. Кроме того, стрессовое обучение мобилизует человека, - и он быстрее решает не только управленческие задачи, но и креативные, так как мозг начинает работать быстрее. Например, студенты этой воскресной школы при таком плотном графике работы успели приготовить творческие задания. Синхронный "перевод" фильма с английского на "менеджерский" или переделка слов детской песенки - это не только интеллектуальное развлечение на товарищеском ужине, но и... креативный способ запоминания терминов.

Итак, оказывается, обучение взрослых людей возможно!

Более того: правильное обучение способно разморозить их автопилот - привычные паттерны поведения, плотно заложенные за долгие годы обучения, работы и руководства в авторитарной системе. Ведь студент, однажды понявший (и испытавший на себе!) преимущества демократичного, командного стиля работы и управления, вряд ли будет давить на подчиненных, а станет тьютором для своих сотрудников.

Хорошо это или плохо?

Хорошо, потому что в кризис недопустимо жить на автопилоте, а нужно принимать новые, неожиданные решения - просто чтобы выжить.

Плохо, потому что, поняв, что дальше так жить нельзя, нужно усилием воли очнуться от привычной одури ежедневной рутины и начать жить по-другому. А это требует совсем иного - осознанного, ответственного - отношения к себе и к миру.

На самом деле, вопрос лишь в том, способен ли ты бросить себе вызов.

И принять его.

Мария РАЗУМОВСКАЯ

Оставить комментарий: http://irk-che-pe.livejournal.com/40911.html


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные