Сегодня: 26.06.19
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 26 июня 2019 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

ВЛАСТЬ


МОЛОЧНЫЕ РЕКИ

Убедит ли ОАО "Молоко" потребителя в том, что тетрапак удобен?

Термин «питьевое молоко» давно известен во всем мире. Так называют
продукт, предназначенный для непосредственного употребления. Молочной
промышленностью выпускается несколько видов питьевого молока. Они
различаются между собой жирностью, содержанием сухого обезжиренного
остатка, наполнителями, способом тепловой обработки и видом упаковки.

УДОИ ПОШЛИ ВВЕРХ

Развитие молочной промышленности России сдерживается
в первую очередь сужением сырьевой базы из-за сокращения
продуктивного поголовья коров. Лишь в 2000 году, после длительного
периода сокращения надоев, оно приостановилось. 2001 год стал
первым годом роста валовых надоев.
 
Начиная с 1999 года производство молока в России перестало быть убыточным.
Уровень рентабельности составил в 1999 г. 16%, в 2000 году -- 7%,
в 2001 году -- 15% (без учета субсидий из бюджета). Но несмотря
на это российское молочное стадо продолжает сокращаться,
а увеличение надоев происходит за счет роста продуктивности
коров
. Средний надой от коровы за сутки в 2002 г. составил по
стране 6,7 кг (лидирует Ленинградская область --
15,4 кг), в Сибирском федеральном округе -- 6,2 кг (лидирует
Красноярский край -- 7,1 кг).

В Иркутской области этот показатель равен 4,7 кг, а лидером признан
Усольский район -- 10,6 кг. За ним следует Ангарский район --
8,9 кг. Эти данные не влияют на рейтинг производителей по
районам, где первые строки занимают Черемховский -- 33 720 т,
Иркутский -- 32 201 т и Куйтунский -- 29 254 т молока за год.
По поголовью скота лидируют Усольский и Аларский районы из-за
географических условий -- равнинная местность, много пастбищ и
сенокосов.

В 2002 году в сутки в России реализовывалось 30 247,1 т молока,
из них в Сибирском федеральном округе -- 4578,8 т; в Иркутской
области -- 230,4 т. Самое сложное в молочном бизнесе -- поддерживать
широкий ассортимент, так как основная масса продукции имеет небольшие
сроки хранения.

ДЕМПИНГОВЫЕ ИГРЫ

В Иркутской области одной из проблем молочной отрасли в прошлом
году стали «демпинговые игры». Некоторые производители
продавали молоко по заниженным ценам.
Возможно, косвенно в этом виноваты молокозаводы,
заинтересованные в покупке дешевого сырья.

Как сообщил первый заместитель начальника Главного управления
сельского хозяйства администрации Александр Кириленко, в
2002 году цена реализации молока снизилась
с 6 046 руб. до 5 892 руб. за т. Себестоимость продукта
в 2002 году была в среднем 5 650 руб./т. Таким образом, рентабельность
производства молока в Приангарье в 2002 году составила 4%,
что в 2 раза меньше, чем в 2001 году.

Демпинг способствует разорению многих еле сводящих концы с концами
хозяйств. Уменьшение молочного стада серьезно беспокоит
региональные власти. По словам Кириленко, в 2003 году хозяйства
Иркутской области, продающие молоко по демпинговым ценам, будут
лишены бюджетной поддержки.

КАЧЕЛИ СПРОСА

Рынок молока подвержен сезонным колебаниям.
В мае-июне резко повышаются надои, но для молочного бизнеса
лето -- мертвый сезон. В июле-августе спрос падает на 60-65%.
Повышается он только в конце сентября и держится 
до мая. Сельскохозяйственные товаропроизводители стремятся компенсировать
эти перепады за счет стоимости готовой продукции. Например, оптовая
цена молока летом 2002 г. была 6,2 руб./л, а осенью --
8,5-9,5 руб./л.

Молокозаводы также стремятся компенсировать сезонные перепады.
Летом они уменьшают закупочные цены на молоко на 25-30%.
У всех производителей цена конечной
продукции зимой возрастает, а летом снижается.

В зимнее время крупные производители частично (10-15%) добавляют
в цельное молоко сухое сырье. Этим «грешат» и некоторые
хозяйства
, имеющие свои линии по упаковке молока.
Российский потребитель считает
восстановленное молоко не очень полезным. Но в мире наблюдается обратная
тенденция. Например, в Японии вообще не пьют цельного молока,
потребляют только восстановленное. Там оно считается
наиболее полезным и безопасным.

ЛИДЕРЫ РЫНКА

Крупнейшими производителями молока в Иркутской области считаются
ОАО «Молоко», ОАО «Шелеховский молочный завод» и Усольский молокозавод.
Также на иркутском рынке реализуется боханское,
большееланское, качугское, баяндаевское молоко. 

Специалисты шелеховского молокозавода отмечают уменьшение емкости
рынка молочных продуктов
. По их мнению, оно произошло
за счет снижения покупательской способности (на 3%) и
уменьшения поголовья скота. За время работы завода емкость
рынка уменьшилась в 10 раз: в 1989 г. было
произведено 589 тыс. т, в 2002 -- 60 тыс. т.
На завод сырье поступает из Боханского, Осинского, Усольского,
Черемховского, Аларского, Шелеховского районов.

На усольском молокозаводе объемы производства в два раза выше по
сравнению с шелеховским. В сутки Шелехов выпускает 12-15 т молока,
Усолье-Сибирское -- 30 т. Шелехов выпускает молоко только
одного вида -- 3,2% жирности, Усолье -- различных видов,
от низкокалорийного (1,5% жирности) до высококалорийного.

Два года назад иркутский молочный комбинат -- самый крупный
производитель молочной продукции в регионе -- стал структурным
подразделением ОАО «Иркутский масложиркомбинат». До
этого ОАО «Молоко» находилось на грани
банкротства. С 2001 года комбинат стал восстанавливать
утраченные позиции -- погасил задолженности перед
бюджетами всех уровней, рассчитался с сельхозпроизводителями
за поставки молока.

Пока иркутский молокозавод простаивал, а это продолжалось
несколько лет, многие иркутские
сельхозпроизводители установили собственные небольшие
линии по упаковке молока в полипак
. Результат этих действий
мы видим сегодня -- в области продается очень много деревенского
молока в пленке. Но оборудование у сельхозпроизводителей
не очень хорошего качества. У них нет возможности выдержать
весь производственный цикл и тем более наладить выпуск
молочных продуктов. Теперь молокозавод медленно,
но верно вытесняет их с рынка.    

На ОАО «Молоко» сдают сырье хозяйства Иркутского, Усольского,
Черемховского районов. У него самые высокие закупочные цены в
регионе, поэтому объемы поступающего сырья постоянно растут.

Кроме молока, Иркутский молокозавод производит кефир, йогурты,
сметану и т.д. В планах наладить производство молочных
коктейлей, обогащенных кальцием, железом, витаминами.
Но главное отличие иркутского молочного комбината от других региональных
производителей -- производство молока длительного хранения в
тетрапаках. В этом сегменте он конкурирует с производителями из
Красноярска и Новосибирска.

ТЕТРАПАК -- ЭТО УДОБНО

По данным компании «Тетрапак», эта упаковка безоговорочно
лидирует только в Москве -- там в тетрапаках
продается 85% молока. В Иркутске наблюдается
обратная ситуация. Но сегодня Иркутский молокозавод
проводит совместную рекламную акцию с «Тетрапаком» для
изменения потребительских предпочтений.
Молоко в коробке
позиционируется как продукт, удобный для городской жизни.

Известно, что люди не покупают тетрапаки по двум причинам.
Во-первых, потребителя смущает большой срок хранения:
раз долго не портится -- значит, с консервантами. Во-вторых,
продукция в такой упаковке дороже.
         
Что касается срока хранения, то все дело в технологии
производства молочных продуктов компании «Тетрапак» --
мгновенное нагревание и мгновенное охлаждение в стерильных
условиях. Таким образом, все болезнетворные микроорганизмы
погибают, а молоко не теряет своих ценных свойств.
Молоко в тетрапаке хранится 6 месяцев при
комнатной температуре (полипак хранится 72 часа).
Кроме того, упаковка тетрапак удобнее, чем полипак, в бытовом
использовании. Коробку проще хранить в открытом виде, из
нее удобнее наливать молоко.

В планах иркутского молочного комбината к концу 2003 года
изменить мнение о тетрапаке у иркутян, принадлежащих к
«среднему классу», и увеличить объем
продаж именно этого вида молока. Сейчас продукция молокозавода
в тетрапаках поставляется в
Читу, Благовещенск, Якутск, Владивосток.

КАЛОРИИ НЕ В МОДЕ

Сегодня основные покупатели молока -- люди с доходами ниже среднего.
Специалисты говорят, что в России потеряна
культура потребления молока. На заре перестройки производители
не смогли удовлетворить спрос населения, и потребность в этом продукте
снизилась.

С ростом благосостояния населения растет спрос и меняется
структура потребления молочных продуктов. Люди начинают покупать больше
дорогих продуктов -- сливки, сметана, йогурты... Несколько лет назад
в России (сначала в Москве, а потом в регионах) появилась новая тенденция --
с ростом доходов все больше потребителей стали отдавать предпочтение более
здоровой, как правило, низкокалорийной пище. Если иркутские производители
молочных продуктов подчинятся этой моде, остро встанет
вопрос технологии переработки.

В Сибири потребители традиционно предпочитают молоко повышено
жирности -- 3, 4 и даже 6%. У населения постоянным спросом
пользуются сметана, сливки, ряженка, варенец. В Европе обратная
ситуация. Там выпускается молоко
жирностью 0,5% и 1%, причем менее жирное молоко стоит дороже,
так как процедура обезжиривания требует определенных затрат.
В России чем жирнее молоко, тем выше цена. У иркутского
молока самая низкая жирность -- 1,5%.

ЗАВОЗНОЕ МОЛОКО

Кроме продукции местных производителей, на иркутском рынке
представлено и привозное молоко
длительного хранения в тетрапаках. Это «Весёлый молочник»
и «Домик в деревне» производства компании «Вимм-Билль-Данн»,
«Милко» из Красноярска, молоко различной
жирности «Утро», «Полдень», «День», «Вечер» производства
компании «Арта».

У компании «Вимм-Билль-Данн» в Иркутске есть официальный
представитель, сотрудничающий с рядом оптовых компаний.
Продукцию «Милко» и «Арта» поставляют
фирмы «Фартстрой» (другое название -- «Белая Гавань»), «Масленица» и
др. Кроме этого, увеличивается и ассортимент
продукции «Солти» из Кемерово, отличающейся оригинальной упаковкой.

В сегменте привозного молока большая часть (около 40%)
объема продаж приходится на продукцию «Вимм-Билль-Данн»,
производимую в Новосибирске. ОАО «Сибирское молоко» -- один
из крупнейших молочных комбинатов Сибири -- входит в структуру
«ВБД». «Веселый молочник» -- недавно созданная марка,
успевшая стать популярной в первую очередь благодаря
мощной рекламной поддержке. Представлено молоко 2,5,
3,2 и 3,5% жирности. «Домик в деревне» бывает 1,5,
3,5 и 4% жирности. Эта продукция выпускается с лета 1999 года. 

Сейчас ВБД активно продвигает на рынке обогащенные биопродукты
Bio-Max (основной бренд) и «Доктор Бифи» (вспомогательный). Это
первые специализированные бренды на рынке обогащенных продуктов,
они отличаются сильным позиционированием и активной маркетинговой
поддержкой.

Российский рынок обогащенных продуктов очень быстро растет:
в 2001 году его емкость выросла на 60% по сравнению
с 2000 г., в 2002 г. -- еще на 45%.
Рост продаж обогащенных продуктов «ВБД»: 2000-2001 г. --
на 50%, 2001-2002 г. -- на 60%. В нашем регионе продукты ВБД
занимают 70% рынка обогащенных продуктов, и компания
планирует увеличивать свою долю.

Еще одна находка компании ВБД -- это бренд «Рыжий Ап»,
позиционируемый как «настоящая детская еда». Для продвижения
этой марки применяется агрессивная реклама, адресованная именно детям.
 
Сейчас ВБД запускает новую линию инновационных молочных продуктов под
брендом «Нео».
Над дизайном упаковки
работает компания BoxSide marketing & advertising decisions
совместно с американским агентством Source Inc.
В продажу уже поступил пилотный продукт новой линии --
молочный коктейль с соком «Мажитэль».

ПРОГНОЗ

Сегодня большая часть иркутского рынка молочной продукции
принадлежит местным производителям, у привозного молока доля
значительно меньше. Однако в скором времени ситуация может
измениться. Дело в том, что производители молока в тетрапаках
начали активно рекламировать свою продукцию, доказывая ее
функциональность и отсутствие вреда для здоровья. Все акции
проводятся совместно с компанией «Тетрапак», которая заинтересована
в продвижении своей упаковки. Инициатива
ОАО «Молоко» в этом секторе может сыграть против местных
производителей. Не факт, что после того, как потребитель
убедится в удобстве тетрапаков, он выберет именно
«Байкальское».

По прогнозу Минсельхозпрода РФ, объем производства молока
в России увеличится к 2006 году на 22.3% и составит 39 млн. т.

Светлана ЯСКИНА, Лариса БЕРЕЖНОВА


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные