Сегодня: 21.10.18
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 21 октября 2018 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА


ЖИТЬ МОЖНО?

-- Вроде бы да. После прошедших выборов в стране можно даже заниматься бизнесом. Но как-то неуютно.

Выборы в Государственную думу РФ четвертого созыва состоялись. Вы уже знаете, что контрольный пакет этого "законотворческого предприятия" безраздельно принадлежит "партии власти" (37,01%), читай -- президенту и его команде. И вы уже знаете, что объединяясь хоть с Жириновским (11,6%), хоть с Глазьевым (9,1%), партия власти может делать что угодно -- вплоть до ликвидации или реорганизации акционерного общества... пардон, изменения Конституции. Скандальные "миноритарные акционеры" -- СПС и "Яблоко" -- будут возражать за пределами здания на Охотном Ряду.

В общем, произошло Нечто. Попробуем, отодвинув эмоции, посмотреть, что именно и что оно значит для нас, иркутских предпринимателей.

НОВЫЕ «ПРАВИЛА ИГРЫ»

Всем понятно, что триумфальный проект по установлению господства в думе -- важный этап в совсем другой игре.

После ареста Ходорковского аналитики написали миллион слов по поводу «новых правил игры», которые намерена установить относительно бизнеса нынешняя российская власть. Резюмируя, все можно свести к одной формуле:

-- Бизнесом в России заниматься можно. Но под жестким контролем властей (должны быть согласованы стратегические партнеры и инвесторы, пути развития, рынки сбыта). И никакой политической самодеятельности!

Ослушник будет неумолимо наказан. При этом фразы о недопустимости пересмотра итогов приватизации -- не более чем риторика. Ну не идет никаких «пересмотров» относительно «ЮКОСА»! А идет планомерное раскапывание налоговых грехов, наделанных в смутное время смутных законов, при одновременном снижении рыночной стоимости компании. Чтобы на внешне законных основаниях завладеть блокирующим, а еще лучше -- контрольным пакетом нефтяного гиганта.

Бизнесмен (читай -- хороший менеджер) в России в обозримом будущем не сможет стать Президентом, лидером нации. Потому что на этом пути он неизбежно попадет в оппозицию, а значит, и в казенный дом.

(Всегда найдется ЗА ЧТО. Это нам с вами казалось естественным работать, руководствуясь правилом «Что не запрещено, то разрешено», проявляя деловую сметку и занимаясь первичным накоплением капитала. ИМ это естественным не кажется.)

Выборы в Государственную думу закрепляют эту новую для постсоветской России политическую линию.

В ней, в думе, не осталось людей, которые горели бы желанием защищать основной плод нашего пакостного олигархического капитализма: уважение к праву собственности, выстраданное после большого «хапка» середины девяностых, после силовых захватов собственности в конце ушедшего века. Ну и остальные сопутствующие права человека, вроде права на свободу слова, тоже вряд ли будут волновать «левоцентристское большинство».

И не надо пожимать плечами, как будто это нас не касается! Конечно, большинство иркутских бизнесменов предпочитают держаться подальше от политики. «Сидим тут тихонько, примусами торгуем». Но ведь это дело такое: кто-то замахнулся нефтеперерабатывающий заводик к рукам прибрать, а кого-то и лавчонка с примусами устроит. Заводиков на всех не хватит... А значит, кто-то завтра соблазнится применить «формулу Ходорковского» на собственность поменьше. И вот потом не доказывайте товарищу прокурору (местному, а не генеральному, тот выше такой мелочевки), что были абсолютно лояльны к властям со своими примусами. Вас же не за нелояльность будут наказывать, а за ту самую пачку «черного нала» года так из 1994-го. («ИТГ» уже писала о новых поправках в УК, отменяющих смягчение наказания за заглаженные налоговые правонарушения).

КАЖДЫЙ ВЫЖИВАЕТ В ОДИНОЧКУ

Возражать, судя по всему, будет некому. Потому что наши «правые» -- СПС и «Яблоко» -- по идее, единственные способные оперировать понятиями «право собственности» и «права человека», выборы бездарно просрали. Сначала упустили шанс консолидировать миллионы мелких и средних предпринимателей, а также продвинутых менеджеров вокруг фигуры Ходорковского. Потом Чубайс и Явлинский начали показательно мочить друг друга. Потом, за несколько дней до выборов, вообще скатились в какую-то пионерскую истерику по поводу «угрозы национал-социализма».

Угроза-то и так была очевидна. Она и реализовалась на полную катушку. Только вот чтобы мы, предприниматели, не опохмеляясь поутру, подъехали-таки в день выборов к избирательным участкам, нужно нас испугать покруче. Чтобы каждая тетя Маша с Центрального рынка вздрогнула от страха за свое торговое место... Потому что «национал- социализм», сиречь фашизм, тете Маше по барабану: так, смутное и очень отвлеченное понятие из киношек про войну.

Ну да ладно. Может быть, теперь «правые» сообразят вести нормальную и ПОСТОЯННУЮ пропагандистскую работу среди предпринимателей и экономически активных слоев населения. Среди молодежи, которая в отличие от нас, более зрелых людей, свободу очень даже ценит, причем даже не только в физическом смысле.

(В конце концов, люди занимаются бизнесом не столько ради денег, сколько ради свободы: не зависеть от убогого образования, медицины, паленой водки, дураков. Деньги -- как бы мандат на независимость. Заработать «лицензию» на свободу жить своим умом. Нынешние подростки, в отличие от тети Маши, этот шанс ценят.)

ВЕРНУТЬ БОГАТСТВА РОДИНЫ?

Значит ли все это, что надо паковать чемоданы, что предстоит ревизия всего бизнеса в стране? Да нет, мелкое и среднее предпринимательство в ближайшее время вряд ли тронут. Ведь новым хозяевам жизни нужна страна, которую кто-то кормит, поит, одевает. В том же Китае, симпатий к которому не скрывают новые вожди вроде Глазьева-Рогозина, налицо бум мелкого бизнеса при жестком контроле стратегических отраслей со стороны партии и правительства.

Начнут с ревизии -- кто и как контролирует «крупняк»: нефть, алюминий, лес. Нам, иркутянам, все это и так не принадлежит. И вряд ли кому-то из иркутских «олигархов» (список из 10-15 человек всем известен) удастся поучаствовать в перераспределении контроля над основными богатствами края. На все найдутся претенденты из столичных кабинетов. И они не будут утруждать себя «левой» болтовней про «вернуть богатства Родины народу». И не важно, как будет это называться -- национализацией или деприватизацией. Важно, что власть начнет раздавать именные лицензии на управление компаниями СВОИМ: подконтрольным, лояльным менеджерам.

(Только вот беда: лояльный менеджер не всегда толковый. Мы-то с вами это хорошо знаем по собственной предпринимательской практике...)

Ну а потом... Может и до мелкого и среднего бизнеса докатиться. Все зависит от аппетитов. Даже не барина, а челяди.

TARGET GROUP

Ладно, попробуем выжать какую-то полезную, «деловую» информацию из результатов прошедшего голосования. Про население, которое только раз в четыре года электорат, а все остальное время -- потребители, покупатели, клиенты....

Любой человек, занимающийся продвижением товарауслуги (будь то телевизоры, пицца, банковские продукты или белые тапочки), просто обязан задумываться о ментальных особенностях своей target group -- целевой аудитории. И позиционировать свою продукцию с учетом этих особенностей. Что они, потребители, слушают, что смотрят. Что для них круто, а что -- туфта. Кто их кумиры, какие у них ценности. Что этот «пипл» «хавает», а что не любит.

Ясно ведь, что мудрый народ выбрал не мозгами и даже не сердцем. Он на уровне подсознания потянулся к каким-то образам, резонирующим с подсознательными же потребностями . Ну-с, посмотрим, что это за образы и можно ли их использовать в маркетинге телевизоров, пиццы, банковских продуктов или белых тапочек.

Итак, потребителю нравятся брутальные (но не блатные!) мужики в хороших серых костюмах, не старые и весьма агрессивные. Сексуально привлекательные, в самом соку, большие. Которые без лишних интеллигентских умствований отмачивают шуточки в духе «не люблю я этих богатых» -- «ты просто не умеешь их готовить». Которые если что -- и в глаз, а вообще-то «с государственным мышлением». Которые локтями растолкают конкурента, замочат в сортире и даже вида делать не будут, что комплексуют.

И -- находятся под покровительством власти. Хотите, чтобы ваши телевизоры, пицца, банковские продукты или белые тапочки разлетались «на ура» -- сделайте вид, что лицензию на это производство вы получили непосредственно от Президента.

И не церемоньтесь с конкурентами. Похоже, что и в бизнесе символом успеха и респектабельности становится откровенно демонстрируемая беспринципность. А что? Ведь мы, предприниматели, тоже target group...

Афанасий ЦУКЕНГ


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные