Сегодня: 13.12.17
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 13 декабря 2017 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

НАШЕГО УМА ДЕЛО


Создавая пространство диалога

Десятилетний опыт «Хайнц-Консалтинг»

В этом году свой десятилетний юбилей отмечает российско-германский центр «Хайнц-Консалтинг». Их путь начался после кризиса 1998 г., продолжался в годы подъема экономики и жесткой конкуренции, и сегодня, в период экономической нестабильности, компания продолжает успешно работать. Своими размышлениями и знаниями о том, как строить и развивать компании в России, «Хайнц-Консалтинг» щедро делится со слушателями своих семинаров, клиентами и нашими читателями. Наша беседа – с генеральным директором консалтингового центра – Еленой Петровой.

- Десять лет работы в России – это большой срок, учитывая, что, по статистике, выживают и способны развиваться те компании, которые преодолели двенадцатилетний рубеж. Как вы начинали в России после дефолта?

- Вопрос на самом деле очень глубокий. Как бизнес начинается и почему? Последние несколько лет мы об этом постоянно говорим с клиентами. И важно, что идеи, которыми загорается человек в самом начале, идеалы и принципы, которым он следует, определяют будущее бизнеса и компании и заставляют делать первые неосознанные шаги.

Так было в случае «Хайнц-Консалтинг». Йоахим Хайнц, президент нашей компании, – психолог по базовому образованию, психотерапевт по дополнительному, имел опыт работы с менеджментом в Германии, но главенствующее место в его работе тогда было отдано сфере искусства. Он занимался движением под названием «эвритмия». Приехав в Иркутск, он попал в совершенно чуждую среду, и поначалу именно искусство и культурологические шаги имели первостепенное значение.

Я помню, как мы проводили форум под названием «Вода», посвященный исследованию феномена воды. Это было неординарное разноплановое мероприятие, призванное через художественный взгляд, театр, живопись, музыку и естественно-научное видение показать, что есть вода.

Потом были выставки художников, эвритмический театр и выступления в ТЮЗе, для которых мы даже сами сочиняли сказки. Вот с этого все начиналось. И, очевидно, это было неслучайно, так как иначе, чем через культуру, ощутить дух другой страны, дух нации очень трудно.

Постепенно нам стали поступать «сигналы» из внешнего мира – как ни странно, из экономической сферы. Наши друзья предложили нам попробовать помочь одной из компаний, занимающейся подбором персонала, в вопросе мотивации. Это был своего рода вызов и Йоахиму, и мне, потому что я в те времена была просто переводчиком, озвучивавшим мысли Йоахима другим людям. Но в итоге мы согласились, прошли «пробу пера». И нужно сказать, что когда мы начали, откуда-то свыше стали приходить «подсказки»: как структурировать компанию, какие рекомендации по распределению обязанностей давать, как должен идти процесс. Все как-то легло на наш «дуэт». И мы пошли вместе.

Очень быстро появился запрос на крупный консалтинговый проект с издательством в Красноярске, где мы «перелопатили» за две недели всю структуру. Тогда в 1999 году впервые от нас прозвучало слово «логистика», которое только спустя несколько лет стало широко распространенным.

Погружение в сферу консалтинга шло логично и динамично. Появилась еще одна клиентская компания, с которой мы до сих пор вместе работаем, держим руку на пульсе. По их словам, мы очень помогли им тогда, в первые три года работы. Вот так все и началось.

Наши умения, способности, таланты в соединении с мотивом что-то сделать в мире начали принимать форму, наполняться смыслом. Уже тогда мы осознавали, в чем суть нашего подхода – через человека, через развитие людей. Отвечая на вопрос «как начинался ваш бизнес?», я задумываюсь: бизнес это был или нет? Скорее, нет, и сейчас он, по большому счету, таковым не является. Это была работа по созданию чего-то для мира в ответ на его запрос. В рамках этой работы к нам совершенно органично и эволюционно присоединились другие коллеги, сомкнулись звенья цепочки. Вот так, по сути, и родился «Хайнц-Консалтинг», появился логотип, сформулировалась миссия компании.

- Как звучит в рамках вашего подхода цель и смысл существования коммерческой организации? Ведь не секрет, что подавляющее большинство предприятий учредители регистрируют, думая о захвате доли рынка и получении прибыли из карманов потребителей.

- К сожалению, вынуждены констатировать, что на наших семинарах в ответ на вопрос: «Для чего работает ваша компания?», как правило, слышим привычный ответ – цитату из учебников по экономике, что «главная и основная цель любой организации – это получение прибыли».

Но не стоит забывать, что в реальности действуют и другие законы. Один из классиков теории и практики менеджмента Питер Дракер пишет об этом весьма прозаически: «Прибыль - это не более чем индикатор вашего успеха», она есть следствие чего-то, а не цель. Это простой экономический закон, к сожалению, забытый и утративший свой смысл. Для чего кто-то печет или выращивает хлеб, а кто-то производит мебель? Все это делается лишь потому, что кому-то в мире это нужно, что есть спрос.

По нашему убеждению, в основе экономики лежит принцип братства, где все друг от друга зависимы. Отдаем одно, взамен получаем что-то другое, а деньги призваны служить эквивалентом этого взаимообмена - и только.

В современной реальности деньги утратили ценность, они не могут быть целью. И если компания ставит целью только получение прибыли, у нее неизбежно возникают серьезные проблемы с потерей мотивации и с потерей смысла. Эти проблемы стали актуальными еще задолго до кризиса, кризис их только сделал более выпуклыми.

Наша компания зарождалась не как бизнес. Мы были и являемся рабочим сообществом, которое «склеено» нашей миссией. Миссия является для нас физической реальной категорией, это не просто слова на бумаге. Это очень мощный инструмент воодушевления, придания смысла, инструмент не управления, а руководства людьми.

В то же время, это не означает, что нас, руководителей и собственников компании, не интересуют экономические показатели или что мы работаем как благотворительная организация. Мы назначаем цену за свои услуги в соответствии с их ценностью, ведем управленческий учет в компании, регулярно отслеживаем эффективность работы, целесообразность затрат.

- А в чем суть и отличие вашего подхода в работе с бизнес-организациями?

- Одна из двух «ног», основополагающих принципов нашего подхода – ориентация на клиента. Если руководитель понимает, для кого работает его предприятие, если главная цель – клиент, а прибыль – только следствие и средство для дальнейшего развития, то компания будет развиваться. Если этого понимания нет, то в лучшем случае можно ожидать роста компании и, как побочного эффекта, наличия демотивации на всех уровнях. Если кратко, то клиентоориентация в рамках нашего подхода – это «бизнес для человека». То есть, все в мире делается для людей.

А второй принцип заключается в понимании, что все в мире делается для людей и людьми же. Бизнес и организация – два разных явления. Бизнес безэмоционален, в нем нет места психологии, нет места пресловутому человеческому фактору; это очень логичные экономические категории и причинно-следственные связи между ними. А организация – нелинейный, непредсказуемый, мало-формализуемый объект, главной особенностью которого являются люди, работающие в ней. Но именно организация является инструментом для реализации бизнеса.

Нельзя игнорировать то, что люди с разными судьбами и характерами, симпатичные друг другу или нет, проводят на своем рабочем месте по восемь-десять, двенадцать часов в день, то есть, две трети своей бодрствующей жизни. И от того, каким качеством будет наполнено это время, зависит и качество их жизни в целом. Как можно повысить это качество жизни?

По нашему глубокому убеждению и по убеждению наших голландских коллег-консультантов, работающих по всему миру, один из мощнейших способов мотивации – это развитие людей. Когда человек ощущает, пусть даже не каждый день, что что-то у него стало получаться лучше, что он научился делать то, чего раньше делать не мог, возникает внутренний драйв, это мотивирует, приводит его в движение. Вот почему одной из главных задач современного руководителя является постоянная работа по развитию сотрудников внутри организации, по наполнению смыслом их работы.

Организация – это не просто «отвертка» для получения прибыли. Это живой уникальный социальный организм – такой же уникальный, как каждый человек. У нее есть «голова», и на этом уровне организация анализирует, планирует, размышляет, ставит цели, осмысливает свою деятельность. У нее есть «душа» – социальная сфера, в которой разворачиваются формальные и неформальные отношения между людьми, в которой важны психологический климат и стили руководства. И у нее есть «руки-ноги» - тот уровень, на котором протекают все бизнес-процессы.

- Значит, цель организации – не прибыль, цель – развитие себя как организации и людей, в ней работающих?

- Не совсем так. Развитие самого себя, «любимого», и даже развитие организации – это замкнутость на себя, и это тоже ловушка.

Если условно мир человека разделить на три сферы, то первый – это мир частной жизни, где все друзья, близкие, общаются друг с другом, делятся теплом. Но это замкнутый мир. Есть другой мир – это я. Я делаю то, что мне интересно, развиваюсь профессионально и личностно, приобретаю новые навыки. Мир саморазвития эгоистичен в нормальном смысле этого слова, и он тоже важен для человека.

Из нашего опыта мы видим, что часто «семейные» по характеру, очень теплые отношения переносятся в рабочее сообщество, и тогда мы слышим такие фразы, как «хороший коллектив», «нравятся люди»; в таких компаниях есть даже «папа» или «мама» в лице руководства или других ключевых фигур, там много неформальных корпоративных мероприятий, но мало качества работы как таковой. Или когда в компании работают люди, которых, в основном, привлекает возможность получения нового опыта, повышения своей квалификации, и это для них становится главным мотиватором, можно сказать, что в работу привносится элемент мира саморазвития или что хобби превращается в работу. Но и в этом случае работа как таковая исчезает.

Третий мир – мир работы, по определению совсем другой. В нем есть «я» и «мы», и все мы находимся во взаимодействии друг с другом. И все вместе мы работаем для чего-то и для кого-то еще вне организации, во внешнем мире – то есть, для клиентов. Именно это осознание своей миссии, того, что и как мы делаем для других, может наполнять смыслом наши ежедневные будни.

В нашей организации – командный стиль управления, который для многих представляется сложным, нереальным. Мы пытаемся работать в демократическом поле коллегиального принятия решений, распределения командных ролей, и плодотворного сотрудничества. В этом и вызов, и награда командной работы. С одной стороны, все мы друг от друга зависим, с другой стороны, каждый обладает индивидуальной ответственностью и может рассчитывать на помощь коллег.

Нам важен индивидуальный подход, внимательное отношение к человеку и к компаниям. Никто ведь не утверждает, что бизнесу тепло противопоказано. Вовсе нет. Другой вопрос, какого качества это тепло. Для нас понятия «душа», и «духовность» не связаны с религиозными категориями. Это, скорее, область идей, область мышления, область высоких и глубоких смыслов и ценностей, которые наполняют нашу жизнь. И в работе мы стремимся сочетать теплоту на уровне души и умение почувствовать индивидуальное на духовном уровне в компании-партнере, клиенте.

- Если то, что вы делаете, скорее, не бизнес, то как появляются темы семинаров, ведь некоторые из них готовятся годами?

- Это может прозвучать непривычно, но в менеджменте есть такое категорическое утверждение, что стратегия любой компании на семьдесят процентов определяется и вырабатывается не руководством, а клиентами. Для нас тоже большинство импульсов возникает из внешнего мира, и если ты чувствителен к меняющимся или возникающим потребностям во внешнем мире, то, естественно, это найдет отклик в продуктах.

Что касается последнего продукта, семинара-тренинга «Управление конфликтами: В поисках равновесия», то он действительно вынашивался годами, как стремление глубоко взглянуть на природу конфликта. Развернувшийся кризис лишь ускорил этот процесс. Мы четко увидели, как кризисная ситуация обостряет конфликты, приводит к изоляции человека от общения с другими людьми, и возникновению деструктивной коммуникации.

Было и есть много идей и по другим темам, но реальность показала, что сейчас важнее конкретные целенаправленные, практические тренинги, которые вооружали бы руководителей сразу уверенностью и пониманием, что, как и, главное, почему нужно делать, вооружали видением и внутренними установками.

- Как вы подбираете персонал, выращиваете? Люди появляются тоже по сигналу извне? Какие есть планы, связанные с развитием и расширением компании?

- Я бы разделила этот вопрос на два аспекта. Первый касается случайности или неслучайности присоединения новых членов нашей команды. Наш коллега из Германии Хильмар Далем сказал как-то: «Для меня симптомом развития организации является тот факт, что в нужный момент появляются нужные люди. Это значит, организм живет и развивается». У нас, слава Богу, именно так и происходит. Благодаря обновившемуся составу появилось новое качество развития, новые импульсы. Есть такая китайская мудрость: «Если смотришь на год вперед – выращивай рис. Если смотришь на десятилетия вперед – выращивай деревья. Если смотришь на столетия вперед – выращивай людей».

Что касается стратегии географического расширения, то для нас рост и развитие – это разные вещи. Тем более, всегда есть выбор. Можно оставаться со старыми продуктами на старых рынках, расширять свою долю. Можно выйти на новые рынки со старыми продуктами и мультиплицировать их. Можно выпустить новые продукты на новых рынках – это диверсификация. Но мы не намерены производить бройлеров. Это могут делать другие, и гораздо лучше.

Есть третий вариант: работать на старых рынках с новыми продуктами. По-моему мнению, здесь кроется большой потенциал для качественного развития компании. Вместе со старыми клиентами, учитывая их новые потребности, развиваться и давать им новые продукты, которые отвечают их новым потребностям.

Эти два подхода - географическое расширение и качественное развитие, не исключают друг друга, главное – быть верными самим себе. Мы шли эволюционным путем, и сейчас пришло время работать в регионах. Вопрос в том, как это реализовывать, совмещая с выращиванием специалистов. Вырастить консультанта по организационному развитию очень сложно. Неслучайно, что до сих пор мы остаемся единственной компанией в Восточной Сибири, которая специализируется на вопросах организационного развития.

- То есть конкурентов у вас нет?

- Кого считать конкурентами, а кого партнерами? Мы далеки от агрессивной рыночной стратегии «кого-то задушить» и «стать первыми». У нас свое отношение к этому и другое видение: мы видим поле для сотрудничества, не обязательно проводить жизнь в борьбе. Пусть наши клиенты заказывают в других компаниях какие-то продукты, которых у нас нет. Более того, мы рекомендуем им это сделать, если уверены в качестве работы партнера.

Мы – консалтинговая компания, и корень этого слова является частью слова «консультирование». Но на этом сходство и исчерпывается, поскольку мы – процессные консультанты. Процессный консалтинг отличается от экспертного консультирования, где специалисты отвечают на вопросы, рекомендуют предметную схему, алгоритм действий.

Процессный консалтинг – это живая работа, нелинейный творческий процесс общения, в ходе которого внутри человека и в совместном пространстве диалога рождается мысль о дальнейших шагах. Все ответы вообще всегда в человеке и в пространстве, и процессный консалтинг позволяет активизировать эти процессы, помогает ответам выйти наружу, быть сформулированными – причем лучше, если это сделает сам клиент. В такой совместной работе, которая где-то посередине между наукой и искусством, в совместном поиске и непрерывном диалоге рождается понимание следующего шага, происходит осмысление предыдущего, выявляются ошибки, и проводится корректировка. Вот почему мы работаем с компаниями на долгосрочной основе.

Прежде всего, потому, что нам важно ощущать свою ответственность. Мало провести один семинар и уехать. Практика показывает, что компаниям не хватает корпоративной воли, даже если сразу после семинара возникает сильное желание начать какие-то изменения. Очень важно не останавливаться, а сделать еще один шаг и еще один шаг, и еще... И лучше всего ритмически, потому что ритм придает силы, а нерегулярность их отнимает.

- Оглядываясь на десять лет вашей работы, что для вас на сегодняшний день наиболее важно? Что волнует, чем бы вы хотели поделиться с думающей аудиторией?

- Буквально позавчера, когда у нас проходила сессия биографической работы, речь зашла о процессе и результате. И один из участников сказал: «Мне важен результат». Результат важен, конечно, но не менее важен и процесс. И это постоянное обретение равновесия между удовольствием от нахождения в процессе и удовольствием от получения результата и составляет, наверное, качество жизни.

В этом году мы пытаемся осмыслить итоги десятилетия, оглядываясь, видим, сколько тысяч человек прошло через наши семинары, и это наполняет иногда гордостью. Но, тем не менее, для меня лично более важен сейчас процесс. Почему? Потому что жизнь - это процесс.

И еще. Я все глубже начинаю понимать и чувствовать ту миссию, которую мы сформулировали для себя много лет назад, причем один ее аспект становится очень выпуклым для меня. Наша миссия звучит так: «Мы помогаем организациям устойчиво развиваться через максимальное раскрытие человеческого потенциала и следование законам организационного развития». Вот это развитие человека и становится сейчас очень ощутимым и значимым для меня. Ощутимым в том смысле, что я начинаю понимать: когда нам удается помочь человеку что-то изменить в себе, так чтобы он это почувствовал и начал воплощать в жизнь, тогда будет и развитие организации, за ним стоящей (если он руководитель), или частью которой он является (если он сотрудник).

И, что важней всего, сам человек тогда становится красивым, когда он во внутреннем движении, когда в нем живут идеи, живет душа, и это соразмерно выражается в его действиях, конкретных шагах и по отношению к себе, и во взаимодействии с другими людьми - копает ли он землю или кофе подает в ресторане.

Знаете, как в притче про мужчин, таскающих камни. Отвечая на вопрос: «Чем занимаешься?», один ответил: «Семью обеспечиваю, зарабатываю деньги»; другой сказал: «Мне нравится складывать камни»; а третий произнес: «Я строю храм». Те курсы, которые мы предлагаем помимо бизнес-семинаров, ориентированы именно на поиск этих вечных вопросов: «Кто я?», «Зачем я?», «Для чего это все?». Ощущение того следа, который мы оставляем в ежедневной своей жизни, основополагающие, глубокие вопросы, важные для каждого человека, – именно это сейчас для меня наиболее значимо.

Записала Наталья СТАХЕЕВА

СПРАВКА

  • За годы работы специалистами центра «Хайнц-Консалтинг» проведено около 200 семинаров-тренингов от Москвы до Южно-Сахалинска. Продолжительность каждого семинара-тренинга в среднем около 30 учебных часов.
  • Всего в семинарах-тренингах приняло участие около 2000 руководителей компаний с численностью от 5 до 5000 человек. Профили: банковская деятельность; строительство; торговля; сервис; издательство; полиграфия; управление недвижимостью и многие другие сферы.
  • Как консультанты специалисты «Хайнц-Консалтинг» за 10 лет предоставили своим клиентам около 4000 часов процессного консалтингового сопровождения.


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные